Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ханох бен Йеред (חנוך; 622—987 гг. /3138—2773 гг. до н.э./) — великий праведник и знаток сокровенной мудрости, духовный лидер своего поколения.

Правнук Кейнана (см.).

Родился в 622 году, когда его отцу Йереду было 162 года (Берешит 5:18). Появился на свет обрезанным (Шохер тов 9).

Ему удалось спастись в дни губительного наводнения, уничтожившего треть человечества (Танхума, Бемидбар 26).

Учился у первого человека — Адама (см.) и стал хранителем его сокровенных знаний: ему были открыты все тайны высших миров (Зоар 1, 37б). Был выдающимся праведником — в Торе сказано, что он «ходил с Богом» (Берешит 5:22).

Многие годы Ханох провел в уединении, совершенствуясь в служении Творцу. Позднее по прямому указанию ангела, посланца с Небес, он прервал свое добровольное заточение и стал обучать людей Б-жественной мудрости. Все люди собирались вокруг него и внимали его урокам, понимая, что на нем пребывает «дух Б-га» (руах Элоким).

В 687 году /3073 г. до н.э./, когда Ханоху было 65 лет, собралось около ста тридцати царей и знатных людей, представляющих все человечество, и они избрали его верховным правителем над всеми людьми (Сефер аяшар).

В том же, 687 году, у Ханоха родился сын-первенец Метушелах (см.), а затем и другие дети (Берешит 5:21—22).

Ханох правил в течение двухсот сорока трех лет. И все годы его правления человечество служило Творцу, и по всей земле был мир (Сефер аяшар).

В 930 году /2830 г. до н.э./ году, когда умер его наставник Адам, Ханох возглавил траурную процессию, в которой принимало участие все человечество (Седер олам раба 1; Сефер аяшар). Ханох стал хранителем книги Адама — Сефер Разиэль амалах (Книга ангела Разиэля), содержащей тайные познания об устройстве и управлении Вселенной (Зоар 1, 55б).

После смерти своего наставника Ханох вновь удалился от людей, но, в отличие от своего первого уединения, на этот раз он периодически выходил к ним и наставлял их. В течение многих лет он уединялся на три дня и на день появлялся на людях, потом он стал затворяться на шесть дней подряд и выходил только на седьмой, еще позднее он стал появляться на людях только раз в месяц, а в дальнейшем — и раз в год. И, наконец, он вновь перешел к полному молитвенному уединению, и даже цари и главы племен не решались потревожить его (Сефер аяшар).

Ханох написал ряд книг, посвященных служению Творцу, но они не были восприняты и поняты его современниками. Он также составил первые книги по астрономии и космологии (Седер адорот).

В 986 году /2774 г. до н.э./ Ханох собрал всех обитателей земли и сообщил им, что в ближайшее время должен покинуть этот мир. Он дал людям уставы и законы, и обучал их несколько дней.

В один из дней все окружающие его люди увидели, как с неба спустился некий светящийся объект, «подобный большому огненному коню». Ханох взошел на этого «коня» и «поскакал» на нем, и все люди, около восьмисот тысяч человек, провожали его в течение дня. А затем, еще шесть дней, с ним оставалась только группа близких учеников. На седьмой день Ханох был вознесен на небо на «огненной колеснице, запряженной огненными конями» (Сефер аяшар; Седер адорот).

Ханох покинул земной мир в первый день 987 года, в Рош ашана, — ему было 365 лет (Берешит 5:23—24). В Торе сказано, что «взял его Б-г» (там же 5:24), — он был «взят» в мир душ живым и обрел там новое «тело» из тончайшей световой субстанции (Зоар 1, 37б; Эц Йосеф, Берешит раба 25:1). И так же, как он был правителем на земле, он стал ангелом-правителем высших миров, носящим имя Метатрон (Таргум Йонатан,Берешит 5:24; Зоар 1, 56б).

А во главе человечества его сменил старший сын Метушелах (Сефер аяшар).

По свидетельству кабалистов в Ханохе при его земной жизни была воплощена «искра души» ангела Уриэля, которая затем возродилась в нашем праотце Яакове (см.), — и даже внешне Яаков обладал абсолютным сходством с Ханохом (Седер адорот).

Одна из книг, составленных Ханохом, находилась у Яакова, и он ее изучал (Зоар хадаш, Итро 37/3/).

В настоящее время подлинный текст книг Ханоха недоступен для изучения. Два приписываемых ему апокалипсических сочинения, сохранившихся на старославянском и эфиопском языках, еврейская традиция считает совершенно недостоверными и относит к категории запрещенных для чтения «внешних книг» (сфарим хицониим).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…