Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Иерусалим, Еврейский закон, Споры, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Хизкия бар Давид Де Сильва (При хадаш; 5419—5458 /1659—1698/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в г. Ливорно, расположенном на северо-западном побережье Италии.
В 5436 /1675/ году, шестнадцатилетним юношей, он приехал на Святую Землю. Учился в иерусалимской ешиве Бейт Яаков, возглавляемой р. Моше Галанти (Маганом; см.), главным раввином святого города. Между учеником и учителем, который был почти на сорок лет старше, установились близкие, дружеские отношения.
Еще в период ученичества р. Де Сильва начал работу над своим знаменитым комментарием на кодекс Шульхан арух. При рассмотрении алахических проблем он проявил исключительную оригинальность и свежесть. Исследуя любой вопрос, он, в первую очередь, обращался к талмудическому первоисточнику и анализировал его совершенно непредвзято — как будто не существовало обширной законодательной литературы, созданной за тысячелетие, прошедшее после завершения Талмуда. И лишь уяснив для себя точку зрения составителей Талмуда, он переходил к обзору мнений ришоним (великих мудрецов X-XV веков): в ряде случаев он остро полемизировал с ними, выявляя неувязки и противоречия и неувязки в их взглядах.
К ахароним (мудрецам последних поколений) — и даже к самым великим из них, таким, как р. Йосеф Каро (см.), составитель Шульхан аруха, — молодой автор относился, как к равным: в самых нелицеприятных выражениях он критиковал их концепции, а во многих случаях решительно отметал их законодательные решения и выводы.
Свой комментарий р. Де Сильва назвал При хадаш (Новый плод), что прекрасно отражало и его новаторский характер, и его своеобразную экзотичность, предрекавшую трудную судьбу книги.
В 5448 /1688/ году, когда работа над комментарием была в основном завершена, двадцатидевятилетний автор отправился в Европу, чтобы собирать там благотворительные пожертвования на содержание иерусалимской ешивы р. Моше Галанти. Вместе с тем, поездка имела и другую цель: р. Де Сильва захватил с собой свои рукописи, надеясь выпустить их в свет. В Амстердаме, где он провел несколько лет, ему удалось издать первую часть своего труда, относящуюся к разделу Йоре деа (Наставляющий мудрости). Новая книга быстро распространилась по Европе и Ближнему Востоку, вызывая повсюду самые противоречивые оценки и споры.
В 5453 /1693/ году, возвращаясь в Землю Израиля, р. Де Сильва остановился в Египте — здесь его книгу встретили с решительным неприятием. Более того, руководители египетской общины наложили на книгу херем, запретив изучать ее, «поскольку в ней неверно говорится о великих мудрецах народа Израиля». Все экземпляры были погребены в генизе (могильнике для вышедших из употребления священных книг) — однако сам автор отлучению подвергнут не был.
По возвращении в Иерушалаим р. Де Сильва возобновил деятельность ешивы Бейт Яаков, осиротевшей после смерти р. Моше Галанти в 5449 /1689/ году. Ближайшими учениками нового главы ешивы были р. Шломо Аль-Гази и р. Ицхак Рапопорт (см.) — духовные лидеры следующего поколения евреев Османской империи.
В этот период р. Де Сильва работал над подготовкой к печати следующей части своего комментария, относящейся к разделу Орах хаим (Образ жизни).
Двадцать восьмого кислева 5458 /1698/ года он скоропостижно скончался в Иерушалаиме, в возрасте тридцати девяти лет. Похоронен у подножия Масличной горы, недалеко от могилы пророка Зехарии; согласно его завещанию, вместе с ним были погребены рукописи его сочинений по кабале.
Вскоре после его смерти запрет, наложенный на книгу При хадаш, был отменен — по иронии судьбы главным раввином Египта был избран его ближайший ученик р. Шломо Аль-Гази, который решал все вопросы, руководствуясь псаками (законодательными решениями), приведенными в книге При хадаш.
В последующих поколениях книга р. Де Сильвы стала одним из самых авторитетных алахических источников — она широко изучалась во всех общинах диаспоры. По словам рабейну Хида (см.), «все мудрецы Израиля с жадностью пьют слова этой книги» (Шем агдолим 1). Однако в большинство современных изданий внесены редакторские поправки, несколько смягчающие некоторые наиболее резкие полемические выражения р. Де Сильвы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.