Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава еврейской общины Амстердама

Раби Ицхак бар Авраам Узиэль (умер в 5382 /1622/ г.) — глава еврейской общины Амстердама.

Родился в Марокко, в семье раввина города Феса.

В 5364 /1604/ году р. Ицхак Узиэль возглавил еврейскую общину Алжира. Прославился как пайтан: целый ряд сложенных им пиютов (духовных гимнов) был включен в махзоры евреев Северной Африки.

Впоследствии р. Узиэль переехал в Амстердам, крупнейший город-порт Нидерландов, и стал раввином общины Неве шалом (Обитель мира), большинство в которой составляли португезим — португальские марраны, возвратившиеся к открытому исполнению заповедей Торы.

Обучение бывших марранов требовало особого терпения и такта — ведь для многих из них возвращение к Торе проходило тяжело и болезненно.

Примером трагической сложности и противоречивости этого процесса стала судьба Уриэля Дакосты. Он родился в Португалии в 5350 /1590/ году и, получив основательное католическое образование, к двадцати пяти годам сделал внушительную церковную карьеру. Однако его пытливый ум не был удовлетворен — в результате углубленного изучения библейских книг он отверг христианские догматы и решил вернуться к вере дедов и прадедов.

В 5378 /1618/ году он вместе с матерью и братьями тайно покинул Португалию и, подобно сотням других марранов, нашел убежище в Амстердаме. Но и талмудическая традиция, с которой он был знаком крайне поверхностно, вызвала протест в его сердце — он отказывался следовать строгим установлениям алахи, которые казались ему мелочными и чисто внешними. Он написал ряд сочинений, в резкой форме обличающих «учение фарисеев», — он стремился доказать, что раввины до сих пор неправильно понимают и интерпретируют Тору. Ознакомившись с его взглядами, главы амстердамской общины наложили на него херем (отлучение), чтобы оградить от его влияния других марранов, не имеющих устойчивых убеждений. Долгое время Уриэль Дакоста жил в одиночестве, не встречаясь даже со своими родными, но затем, попросив отменить херем, вернулся к общинной жизни. Однако спустя некоторое время он вновь стал сетовать на «невыносимую тяжесть заповедей» и свернул на прежний путь. Его вновь отлучили, и еще шесть лет он прожил в полной изоляции. В 5400 /1640/ году он публично покаялся во всех своих прегрешениях, но вскоре, находясь в глубоком разладе с самим собой, двумя пистолетными выстрелами лишил себя жизни.

Гораздо легче проходило возвращение к традиции старшего поколения, получившего еврейское воспитание, а также тех, кто был привезен в Амстердам в детском возрасте. Наиболее одаренными учениками в ешиве р. Ицхака Узиэля были именно такие юноши — Менаше Бен-Исраэль (см.), Ицхак Абоав (см.) и Яаков Темпело (см.), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Нидерландов.

Р. Ицхак Узиэль умер в Амстердаме в 5382 /1622/ году.

Его прямым потомком был р. Бен-Цион Узиэль (см.), ставший в 5699 /1939/ году главным сефардским раввином Иерусалима и всей Земли Израиля.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…