Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Раби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (Маарша; 5315—5392 /1555—1631/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Родился в Кракове. Его родовая линия восходила к Мааралю из Праги (см.), а также к выдающемуся кабалисту р. Йеуде Хасиду (см.).

Изучал Тору в Познани. Женился на дочери богатейшего купца р. Моше Гальперина и в 5345 /1585/ году — при финансовой поддержке тестя — основал ешиву.

После смерти тестя его жена Эйдель Гальперин приняла на себя заботу о материальном обеспечении и семьи зятя, и его многочисленных учеников — в течение двадцати лет ешива в Познани содержалась на ее средства. Имя этой праведной женщины увековечено в фамильном прозвище р. Шмуэля — Эйдельс (Сарей амеа 2:28).

Когда Эйдель покинула этот мир, р. Шмуэль был вынужден принять на себя исполнение раввинских обязанностей — в 5365 /1605/ году он был приглашен возглавить общину г. Хелма.

В 5376 /1616/ году, после смерти Маарама из Люблина (см.), р. Шмуэль Эйдельс сменил его на посту люблинского раввина.

В последний период жизни, начиная с 5385 /1625/ года, он возглавлял общину г. Острога — одну из крупнейших польских общин того времени (она была вдвое больше общины Люблина). В Остроге он создал ешиву, привлекавшую сотни учеников.

Он был также одним из руководителей знаменитого «Совета четырех земель», координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины. Этот высочайший статус отразился в имени Маарша, под которым он вошел в историю еврейской мысли: аббревиатура слов «Морейну арав Шмуэль Эйдельс — наш наставник раввин Шмуэль Эйдельс».

Около трех десятилетий Маарша работал над своим основным произведением — комментарием к большинству трактатов Талмуда. Этот комментарий состоит из двух самостоятельных частей. Первая из них, называемая Хидушей алахот (Законодательные заметки), содержит виртуозный и изощренный анализ алахических дискуссий Талмуда, а также анализ концепций Раши (см.) и тосафистов.

Эти заметки написаны предельно сжато и лаконично — их адекватное понимание требует от читателя не только полного соучастия и концентрации на изучаемом предмете, но и исключительных интеллектуальных усилий. В силу этого они традиционно используются в ешивах для оттачивания мышления учеников.

Считается, что тот, кто не понимает комментариев, написанных Мааршой, на самом деле не понимает самих слов Талмуда, к которым эти комментарии относятся. Однако при более углубленном изучении предмета именно комментарии Маарши помогают распутать узел проблем и разрешить многочисленные противоречия, возникающие при поверхностном изучении. Один из выдающихся последователей Маарши, р. Йона Ландсдорф, утверждал, что «дух Б-жий глаголил его устами, ведь, не достигнув уровня пророчества, невозможно написать подобную книгу». И косвенным признаком высочайшего духовного уровня, достигнутого Мааршой, служат слова, которыми он часто завершает свои самые виртуозные объяснения: «векаль леавин» — «и это легко понять».

Во второй части этих комментариев, называемой Хидушей агадот (Заметки относительно историй и парабол), разъясняются повествовательные фрагменты Талмуда: исторические рассказы и предания, притчи, афоризмы и этические сентенции мудрецов.

Впервые комментарии Маарши вышли двумя отдельными книгами еще при его жизни.

В классических изданиях Талмуда они набраны в приложении, рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля; см.) и Маарама из Люблина (см.).

Р. Шмуэль Эйдельс умер в г. Остроге пятого кислева 5392 /1631/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…