Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Бреславские хасиды, Хасидизм, Раби Нахман из Бреслава, Александр Кац
Раби Натан бар Нафтали-Гирш Штернгарц (р. Носон из Бреслава; 5540-5605 /1780-1845/ гг.) — организатор и руководитель движения хасидей Бреслав.
Родился пятнадцатого швата 5540 /1780/ года в г. Немирове, в семье миснагдим (противников хасидизма).
Взял в жены дочь р. Давида-Цви Ойербаха, главного раввина г. Шаргорода.
Преодолев противодействие семьи, стал учеником выдающихся хасидских наставников р. Леви-Ицхака из Бердичева (см.) и р. Баруха из Меджибожа (см.). В 5562 /1802/ году он познакомился с р. Нахманом из Бреслава (см.) и вскоре стал его горячим последователем.
Во время первой встречи р. Нахман сказал ему: «Мы давно знакомы друг с другом, но до времени были разлучены».
Р. Носон (так звучит имя «Натан» в ашкеназском произношении) переехал в Бреслав, чтобы постоянно находиться рядом с наставником. Он записывал уроки и наставления р. Нахмана, а затем издавал эти записи в бреславской типографии, которую он основал для распространения идей своего учителя.
На основе своих записей, проверенных самим р. Нахманом, он составил книгу Ликутей Моаран (Собрание изречений нашего наставника р. Нахмана), ставшую основополагающим трудом бреславского направления в хасидизме.
В книге Ликутей тфилот (Собрание молитв), написанной по просьбе самого наставника, р. Носон облачил бреславское учение в форму поэтичных и задушевных молитв.
Основные законы и правила бреславского пути служения Всевышнему, проложенного р. Нахманом, р. Носон изложил в книге Ликутей алахот (Собрание законов).
В книге Сипурей маасиёт (Повести) р. Носон объединил сказочные истории, которые р. Нахман рассказывал в последние годы жизни. Р. Носон перевел эти сказания с идиша на иврит, и издал, в соответствии с волей р. Нахмана, с параллельным текстом: вверху листа — на иврите, а внизу — на идиш.
Впоследствии р. Носон составил целый ряд сочинений, повествующих о жизненном пути и мировоззрении р. Нахмана: в том числе такие книги, как Шивхей Аран (Прославление р. Нахмана) и Сихот Аран (Беседы р. Нахмана).
После смерти р. Нахмана, последовавшей в 5571 /1810/ году, руководство учениками перешло к р. Носону — однако он отказался стать новым «Ребе», заявив, что духовным главой движения по-прежнему остается р. Нахман.
Р. Носон сумел объединить учеников р. Нахмана, разбросанных по всей Украине, в единое братство. Он организовал ежегодные собрания хасидов на могиле наставника, в г. Умани, — как и при жизни р. Нахмана, эти съезды были приурочены к празднику Рош ашана.
Через десять лет количество приезжающих в Умань настолько возросло, что р. Носону пришлось построить там специальный клойз (дом молитвы), предназначенный для ежегодных собраний.
Р. Носон из Бреслава умер десятого тевета 5605 /1845/ года.
В последующие годы бреславское движение распространилось по всей Украине и Польше; значительная бреславская община появилась также в Земле Израиля. Внук р. Носона, р. Авраам Штернгарц, прибывший перед началом второй мировой войны на Святую Землю, организовал ежегодный киббуц (съезд) бреславских хасидов на горе Мерон, возле Цфата.
В послевоенные годы наиболее крупные центры движения сложились в Йерушалаиме и Бней-Браке, а также в Нью-Йорке. В 5748 /1988/ году, с падением «железного занавеса», возобновилось паломничество бреславских хасидов в Умань.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.