Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Величайший раввин и мудрец Средневековья, Раби Моше бен Нахман

Раби Моше бен Нахман, другое принятое имя Нахманид; сокращенно Рамбан. Родился в 1194, в городе Герона, Кастилия, Испания, — умер в 1270, в Акко, Израиль. Великий средневековый ученый, талмудист, религиозный философ и кабалист. Тору учил у знаменитых «тосафистов» — раби Йеуды бен Якар (Сев. Франция) и раби Натана бен Меир (Прованс). На жизнь зарабатывал врачеванием. Был отлично знаком с философскими системами своего времени. Приняв активное участие в полемике, развернувшейся вокруг трудов Рамбама, пытался найти компромисс между двумя лагерями. До своего отъезда в Святую землю занимал пост главного раввина Каталонии. Известен как мужественный защитник иудаизма и еврейства на диспуте против христиан, участие в котором ему навязал арагонский король. Рамбан согласился выступить в полемике при условии, что ему будет гарантирована полная свобода слова. Диспут продолжался четыре дня. В виде явного поражения оппонентов король прервал дискуссию, с похвалой отозвавшись об аргументации Рамбана («Мир не слышал столь прекрасной защиты столь неправого дела»). После того как Рамбан опубликовал материалы полемики, орден доминиканцев обвинил его в поношении христианских идей. В 1266 году Рамбан был вынужден бежать из Испании.

Поселившись в Иерусалиме, восстановил синагогу и ешиву. Затем переехал в Акко, где руководил общиной после смерти знаменитого Йехиэля бен Йосефа Парижского. Похоронен Рамбан в Хайфе.

Из его многочисленных произведений самое значительное — комментарий на Хумаш. В отличие от многих других комментаторов, в нем он не столько занят толкованием текста Торы, сколько пытается обнаружить глубинный смысл в каждом ее высказывании. По его мнению, она содержит не просто рассказы о наших праотцах, но и пророчествует о событиях всей истории человечества, включая будущее — вплоть до дней Машиаха.

Известны его сочинения по еврейскому закону, комментарии к большинству трактатов Талмуда, а также новеллы о еврейской нравственности («Письмо к сыну») и др. Труды Рамбана и в наше время считаются обязательными во всех ешивах — наряду с трудами Раши, Рамбама и сборниками Тосафот.

Статья о жизни Рамбана в журнале «Мир Торы»


Главой Бемидбар (что означает «В пустыне») открывается четвертая книга Пятикнижия, которая носит такое же название — книга Бемидбар. Эта часть Пятикнижия рассказывает о сорока годах, проведенных народом Израиля в пустыне, в условиях, совершенно непригодных для жизни человека, и о чудесах, сделавших эту жизнь возможной Читать дальше

Недельная глава «Бемидбар». Заслуги царского легиона

Рав Бенцион Зильбер

В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?

Глава Бемидбар

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.

Недельная глава Бемидбар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Сын мудрый радует сердце отца

«Бемидбар» («В пустыне»). Единство и разделение

Рав Бенцион Зильбер

«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.

Недельная глава Бемидбар

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бемидбар

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Недельная глава Бемидбар

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии Льва Кацина

Недельная глава «Насо» («Определи число»). Тора дана в пустыне

Рав Бенцион Зильбер

«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.