Темы: Еврейская женщина, Женщина, Роды, Лея Трахтенберг
Шалом! Меня мучает вопрос: когда уже поздно иметь ребенка? Скажите, пожалуйста, до какого возраста принято рожать?
Шалом!
Мы попытаемся ответить на Ваш вопрос, до какого возраста принято женщинам рожать (до какого возраста это возможно). Нам всегда важно знать, кто задаёт вопрос: пол, возраст, сколько лет человек состоит в браке, какой по счёту брак, сколько детей и от какого брака, где живёт и даже чем занимается, и т.д. Не имея всех этих сведений, можем ответить на вопрос только «расплывчато». Возможно, такой ответ Вас не удовлетворит.
Женщина способна рожать детей с момента начала месячных (12—14 лет) и до их прекращения (40-55 лет). Самый благоприятный для этого возраст — 18—30 лет. С 42 лет начинается «старение» организма, гормональная активность постепенно снижается и увеличивается риск рождения детей с генетическими отклонениями (например, с синдромом Дауна). Среднестатистический возраст женщин при первых родах в экономически развитых странах — около 26 лет (их мужьям в это время около 30 лет).
Нередки случаи рождения детей и у женщин в возрасте 50 лет, а наша праматерь Сара родила в 90 лет (она прожила 127 лет). Если женщина хочет и может родить в более позднем (чем благоприятный по статистике) возрасте, надо её поддержать. Например, здесь в Израиле, много женщин рожает и далеко за сорок, а в религиозных семьях (хотя это, конечно, далеко не первые дети) — рождаются дети и внуки параллельно!
Если перерыв между родами будет значительный и существуют опасения по поводу зачатия, следует посоветоваться с врачом, проверить проходимость труб, количество яйцеклеток, уровень гормонов и т.д. Иногда женщина не может забеременеть, если проблемы имеются у мужчины. Желательно, чтобы и он прошёл обследование.
Иногда супруги опасаются, что из-за генетических заболеваний они не имеют права рожать детей. Сейчас и эта проблема решается. Оплодотворённую яйцеклетку вне полости матки можно проверить на наличие/отсутствие заболеваний. Так же можно решить многие другие проблемы.
Существуют банки донорской спермы и яйцеклеток (официально разрешённые Минздравом, с абсолютно здоровыми донорами, не всегда одобренные раввинами).
Еврейский подход: рождение детей является выполнением заповеди «Плодитесь и размножайтесь». Заповедь считается выполненной, если родились мальчик и девочка — это минимум, а максимум — сколько позволяет душевное и физическое здоровье женщины и мужчины.
Роды и желанные дети всегда дарят женщине обновлённую молодость, увеличивают семейное счастье и близость между родителями.
Так что рожайте на здоровье… и молодейте!
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.