Темы: Воспитание детей, Дети, Лея Трахтенберг, Половое воспитание
Здравствуйте. Спасибо за возможность спросить. Мое поколение, да и, наверное, не только мое, в Советском Союзе о сексе в основном узнавали во дворе, от старших друзей и просто из разговоров случайных… соответственно этому и последствия были. Опыт этих отношений в семье приобретался путем ошибок и шишек, а не от Творца, в семье эта тема была табу, и в лучшем случае выключался телевизор… в худшем ответ был, что детей в капусте находят.
У меня растет дочь, и хочется, чтоб она получила знания об этом не таким путем, как я, или из интернета, а чтоб она слышала, что хочет Творец от нас. Вопрос: как в еврейской жизни решен вопрос сексуального воспитания детей? Спасибо за ответ. Н.
Здравствуйте, уважаемый Н.
Из Вашего письма мы поняли, что Вас заботит половое воспитание дочери.
К сожалению, Вы не написали, сколько лет Вы в разводе, завели ли новую семью, в каком возрасте дочь, как часто Вы с ней общаетесь, есть ли у неё отчим и т.д. Это очень важная для нас информация. К сожалению, мы ею не обладаем, поэтому наш ответ будет «общим» — если он Вас не удовлетворит, сообщите, пожалуйста, дополнительные сведения, и мы сможем ответить более конкретно.
Расскажу, как это у нас происходит. Половая «дифференциация» в воспитании детей начинается с трёх лет. Мальчикам стригут волосы (халаке), девочек не одевают больше в брючки, они переходят на платья. Детей посылают в раздельные садики — для мальчиков и для девочек. Чуть позже, когда мальчикам исполняется 4—5 лет, к ним приходит «ребе» на 1—2 часа — рассказывать о недельной главе Торы и учить буквам. А когда мальчикам исполняется 5—6 лет, их воспитание окончательно переходит в мужские руки.
Первые признаки «женственности» проявляются у девочек уже к трём годам. Девочки интересуются тем, во что они одеты, вертятся у зеркала и знают назначение всех косметических средств, которыми пользуются их матери. Они играют чаще в «ролевые игры» — в «дочки-матери», любят ходить в магазины и озабочены тем, за кого они выйдут замуж…
С раннего детства они проверяют свою «привлекательность» на папе — главном арбитре…
В подростковом возрасте это проявляется еще сильнее. Отец должен все время оценивать «красоту» своей дочери, замечать, во что она одета и насколько ей это к лицу (приём, который всегда позволяет завоевать доверие девочки-подростка)…
С того возраста, когда девочки начинают проверять свою «привлекательность» на папе, с ними можно открыто обсуждать различные опасности, существующие во взрослом мире, и пути их избежать.
К моменту полового созревания девочка должна иметь представление о предстоящих изменениях в организме. К этому времени в школе начинают преподавать «половое воспитание», уроки обычно ведёт квалифицированный педагог или медсестра. Есть книги с популярными объяснениями.
И нам кажется, что не стоит мешать естественному процессу «взросления», обычному для тех мест, где она живёт, — пока она сама не попросит Вас рассказать ей об этом.
Вашу роль Любящего Отца (человека религиозного) Вы можете реализовать в беседах с ней о заповедях (мицвот), которые она обязана соблюдать с двенадцатилетнего возраста, о законах скромности (цниют), о достоинстве девушки, которая не «разменивается» на мимолётные связи и недолговременные эффекты.
Нам кажется, что это главное направление, в котором Вы можете её вести: красота девушки не только в том, как она выглядит, но и в том, как проявляются её душевные качества. Принципы, которые она усвоит от Вас, оградят её от посягательств и защитят, не дадут идти «в одном ряду» с людьми, не заслуживающими уважения.
Расскажите о структуре еврейской семьи и её принципах и о Вашей мечте, что когда она вырастет и встретит достойного человека, она сможет воплотить эти принципы. Скажите, что для Вас это важно и Вы верите, что у неё достаточно сил и убеждения, чтобы это реализовать.
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина