Темы: Измена, Развод, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Уважение, Мирьям Климовская, Насилие, Зависимости
«Повелели мудрецы жене уважать мужа свыше всякой меры, и пусть будет на ней страх пред ним, и пусть делает всё в соответствии с его указанием, и пусть будет он в её глазах как вельможа или царь, пусть она поступает, как желанно его сердцу, и устраняет всё, что ему отвратительно».
Независимо от того, как он себя ведёт, его надо уважать?.. Т. е. алкоголика, наркомана, бьющего жену и детей, игромана, гулёну и т. д. — нужно уважать? N.
Уважаемая N.!
Прежде всего, давайте договоримся, о каком обществе идет речь. Если о таком, где девушек насильно выдают замуж без права на развод и муж «традиционно» утверждает свою власть над женой побоями, то там такой вопрос и не возникает: если жена не будет «уважать мужа свыше всякой меры», она об этом горько пожалеет.
Разумеется, наши мудрецы имели в виду совсем не такую семью: в традиционной еврейской семье женщина пользуется огромным уважением и имеет право потребовать развода, если муж ведет себя недостойным образом или если они совсем не подходят друг другу.
Мужчина — это тот, кто берет на себя ответственность за духовное и материальное благополучие семьи, а алкоголик или наркоман на это неспособен. Таким людям необходимо лечение, только после этого с ними можно строить то, что называется «семьей».
Но даже если у мужа нет тяжелых зависимостей, жена не обязана терпеть насилие или измены, а тем более — подвергать опасности жизнь или благополучие детей. К сожалению, иногда бывают ситуации, когда развод — наилучший или даже единственный выход, несмотря на принятую у евреев установку прилагать все усилия, чтобы сохранить семью.
Если же жена считает, что брак можно сохранять, несмотря на его проблемы, то — возможно, Вы удивитесь, — именно так она и должна себя вести по отношению к мужу. Принимать мужа таким, как он есть, и не пытаться его изменить, и уж точно не рассчитывать добиться перемен в его поведения с помощью ругани или критики — это ведет не к решению проблем, а к их усугублению и созданию новых.
Уважать его, выполнять его желания, не делать того, что ему неприятно и т. п. Только в таком случае, возможно — но не обязательно! — поведение мужа со временем изменится в лучшую сторону.
Конечно, конфликты и разногласия надо стараться разрешать: или упомянутым способом, применяя женскую мудрость, или обращаясь за помощью к специалисту — раввину, психологу, семейному консультанту. Но и это необходимо делать с максимальной деликатностью, чтобы не уязвить достоинство мужа.
И не надо постоянно проверять, выполняет ли он всё, что ему предписано по отношению к жене. Счастливым может быть только тот союз, где каждая сторона старается наилучшим образом выполнить свои обязательства, а не следит за тем, как другая сторона выполняет свои. Это относится не только к супружеству, но и к работе, и к обществу в целом.
А если жена считает, что мужа уважать не за что, то перед ней стоит особая задача: поработать над собой так, чтобы научиться видеть в нем хорошее и меньше обращать внимание на недостатки.
Так Тора предписывает относиться к каждому человеку, если он — не законченный злодей, и тем более — к нашим близким, которых нам полагается уважать. И один из путей этого достичь — заботиться об их нуждах, всячески выражать уважение внешне, что, в конце концов, поможет нам прийти к уважению внутреннему.
Пусть Б-г поможет нам всем построить счастливые семьи и всю жизнь наслаждаться супружеской гармонией.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.