Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Уважение, Отношения с внуками, Конфликты с родителями, Критика, Родители супругов
Здравствуйте! Очень наболело. Мы женаты почти 14 лет, четверо детей уже. C родителями мужа видимся по выходным, а также они иногда заскакивают к нам в будни по делам... Поначалу мы жили все вместе, потом, через пару месяцев после рождения первенца, со скандалом съехали от них, сейчас живём сами...
В общем, такая у меня проблема — я вижу неуважение его родителей к себе. А наших детей, особенно старшего, при каждом нашем визите умудряются за что-то отчитать, обвинить, мол, упёртый, обязательно что-то сломает и т. д. Если они что-то наше сломали, так нам даже не скажут, вообще не считают нужным считаться с нами.
И вообще у них в семье к мужу относятся как будто без уважения. Постоянно его критикуют. Он выслушивает, периодически отшучивается. Но когда также обращаются со мной, мне до глубины души обидно, сердце кровью обливается, хочется послать их всех и свалить.
За мужа поначалу тоже обидно было, но я так поняла, что он привык и уже просто не видит в этом ничего плохого.
Плюс ко всему мне известно, что я была настолько нежеланная персона в их семье, что, когда он сказал, что хочет жениться на мне, ему тут же начали предлагать разные варианты невест — кто угодно, только не я.
Вопрос у меня такой — как быть, как себя вести с людьми, которые не уважают, не воспринимают всерьёз, постоянно демонстрируют своё превосходство путём занижения нашего достоинства? Как быть, что делать, если это родители мужа? N.
Уважаемая N.!
Очень тяжело жить в такой атмосфере, как Вы описываете. Но уже в Талмуде можно найти ответ на Ваш вопрос. Там рассматривается, как нужно платить за ущерб, нанесенный человеку, и среди видов ущерба приводятся не только материальные, но и моральный: буша (стыд).
Как можно оценить величину морального ущерба? Говорят наши мудрецы: «Все зависит от того, кому причинен стыд, и от того, кто причиняет стыд». То есть, например, если бы ребенок с синдромом Дауна кричал людям какие-то оскорбительные слова и бросался грязью, мы бы, может, посочувствовали этим людям, что их одежда выпачкана, но не считали бы, что они опозорены его поведением, так как ребенок ведет себя подобным образом из-за очень низкого интеллекта.
Вы описываете людей, которые неспособны на уважительное родственное отношение к собственному сыну и внукам. Чего же от них можно ждать в отношении невестки? То есть, конечно, это неприятно, но, видимо, речь идет о грубых и бестактных людях, которые пытаются возвысить себя тем, что унижают других.
Поэтому максимум — это отдалиться от них как можно больше и встречаться только по необходимости, но их высказывания надо пропускать мимо ушей и уж никак не принимать к сердцу. А то и сказать себе: «Взрослых людей, которые так и не научились нормально жить со своими ближайшими родственниками, можно только пожалеть, но никак не относиться серьезно к их высказываниям».
В тот момент, когда Вы ощутите, что они это делают от собственной духовной слабости и несовершенства, Вы сможете воспринимать их поведение снисходительно, примерно так, как в моем примере.
Поэтому вступать с ними в какие-то пререкания, что-то им доказывать, объяснять, пытаться убедить их, что Вы — достойная невестка, это просто унижать себя. Старайтесь соблюдать внешние рамки почитания родителей, когда невозможно избежать встреч, и не принимайте их поведение близко к сердцу.
Кстати, я абсолютно убеждена: как только они почувствуют, что на Вас их высказывания больше не действуют, они станут демонстрировать свое отношение гораздо меньше, потому что никто не любит стрелять мимо цели. А сейчас они прекрасно знают, что их слова задевают Вас. Поэтому постарайтесь выработать в себе безразличие к их высказываниям, как, видимо, сделал Ваш муж, и тогда их напор станет гораздо меньше.
С уважением и пожеланием мира в семье, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.