Темы: Недельная глава, Дварим, Почитание родителей
«И возьмет глав ваших колен…» ( Дварим 1, 15)
Пассажирский самолет, совершающий рейс Нью-Йорк — Тель-Авив, набрал необходимую высоту. Голос стюардессы милостиво разрешил отстегнуть ремни, и пассажиры, наконец, смогли расслабиться и оглядеться. Среди заполненного салона двое пассажиров привлекали к себе внимание: оба были мужчинами в годах.
Первый, благородное лицо которого украшала длинная седая борода, был главой ешивы Тора вэ-Даат. Звали его раби Яаков Каменецкий. Второй — одетый в дорогой, явно сшитый на заказ костюм, был не кто иной, как Йерухам Мешель, один из глав правительства государства Израиль. Они сидели рядом, но первый почти все время смотрел в раскрытый том Гмары, а второй смотрел на первого.
И вот почему. К раву Каменецкому все время подходили его внуки — то справиться о самочувствии, то узнать, не нуждается ли дедушка в чем-либо, то посоветоваться по вопросам учебы. Господин Мешель видел, с каким неподдельным уважением относятся эти мальчики и юноши к своему деду, и невольно сравнивал их со своими внуками. И сравнение было явно не в пользу последних.
«Простите, — внезапно решившись, обратился Мешель к раву Каменецкому. — Я уже довольно долго наблюдаю за уважительным поведением Ваших внуков по отношению к Вам и сравниваю их с пренебрежительным поведением моих по отношению ко мне. Вы человек уважаемый, я тоже. Какая между нашими внуками разница?»
Ответил рав:
«Когда-то у нас был Храм, и пророки передавали слово Ашема народу. Теперь традиция передается из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику. Каждое поколение, отстоящее дальше во времени от раскрытия Шхины, ниже предыдущего. Святой, Благословен Он, дал каждому поколению своих мудрецов, знатоков Торы, праведников. Молодые люди знают, что старшее поколение ближе к Источнику, поэтому следует их уважать и прислушиваться к их мнению. Мои внуки знают, что их дед знал великих праведников былых поколений, и понимают, что он ближе к горе Синай».
«Ваши же внуки, оторванные от традиции, напротив, считают себя более продвинутыми, они владеют современными технологиями и пренебрегают менее прогрессивными, “устаревшими” дедами. У них нет никакой причины чтить старших…»
Всевышний заповедал нам почитать старших: родителей, дедов, учителей. В наших законах ясно изложено, как именно это надо делать: мы можем воспитать наших детей в правильном воззрении, когда ясно, что важно, а что нет.
Как замечательно, что Ашем дал нам учителей, рабаним, которые освещают наш путь, и мы можем двигаться по нему уверенно, без опасения упасть в пропасть и сгинуть, как это случилось с теми, кто потерялся в дороге…
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?