Авраам обошел дом своего рава уже несколько раз, но войти все не решался. Ему было очень нужно поговорить об одном важном решении, которое собирался принять, но он был уверен, что рав Бен Цион Аба Шауль будет недоволен и начнет отговаривать… И все-таки — нельзя принимать такое решение, не посоветовавшись! Авраам собрался с духом и постучал в дверь.
Рав Бен Цион принял его очень приветливо и поинтересовался, с чем Авраам пожаловал. Тот начал, волнуясь:
«Я учился в ешиве несколько лет. Теперь я хочу подумать о будущем. Я думаю поступить в университет»…
Авраам ждал, что сейчас рав начнет отговаривать его. Дескать, ты учился слишком мало, чтобы приобрести достаточно знаний и верное мировоззрение, не стоит учиться в таком месте, это опасно для духовности, окружение очень влияет на человека… Авраам приготовил запас ответов и контраргументов и надеялся, что сможет если не убедить рава в своей правоте, то получить его благословение.
Но рав Бен Цион сказал совсем другое:
«Ты считаешь, что я не мог бы учиться в университете? Поверь, меня примут хоть сейчас, и я могу достичь университетских высот даже в моем возрасте. Но я не иду учиться туда… Как ты думаешь, почему?»
Авраам растерялся. К такому вопросу он не подготовился.
Взгляд рава был прямым и блестящим, словно стальной клинок:
«Потому что Тора — самое лучшее, самое прекрасное, самое чудесное и замечательное, что есть на свете. Тора — самое святое, возвышенное, что только есть во всех мирах — и верхних, и нижних. Поэтому я сижу и учу её!
Ты пришел за советом и благословением? Я могу посоветовать тебе только то, что я сделал бы сам, и то, что я сам люблю!..»
Слова, исходящие из сердца, — входят в сердце. Сила и любовь, которую несли слова рава, потрясли Авраама. Они пробудили в его душе что-то новое, чего он не знал прежде. Авраам остался в ешиве и продолжил учебу, но уже совсем на другом уровне: каждую минуту учения он ощущал радость, которой не было раньше. Наверное, он просто был счастлив…
Тора, которую Ашем даровал нам на горе Синай в Шавуот — самое лучшее, самое прекрасное, самое святое и возвышенное, что только есть в этом и прочих мирах. Будем помнить об этом, чтобы наша связь со Святой Торой оставалась вечной…
Читать тематический обзор по празднику Шавуот
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?