Темы: Аризаль, Раби Шимон бар Йохай, Рашби, Рассказы
Поднимитесь, придите и соберитесь
Лаг баОмер много-много лет назад… Группа мудрецов и знатоков Торы идут на Мерон. Сам Аризаль со своими учениками идет на могилу великого Раби Шимона бар Йохая в день, когда тот оставил этот мир. Рядом с Аризалем — его трехлетний сын.
После того, как по обычаю были острижены локоны мальчика, начали евреи танцевать и петь с невероятным воодушевлением, и не останавливались долгие часы. Потом устроили трапезу, то и дело прерываясь на песнопения, и в конце ее произнесли благословение на пищу — тоже с большой каваной.
Один из учеников Аризаля имел обычай говорить в этом благословении молитву «Нахэм» («Утешь»), которую говорят девятого ава, в день скорби по разрушенному Храму. Добавил он ее и теперь к своему послетрапезному благословению.
После еды Аризаль задремал было, но вдруг пробудился и сказал: «Я видел во сне раби Шимона бар Йохая. Он сказал, что тот, кто сказал молитву “Нахэм” в лаг баОмер, нарушил его радость и сам будет нуждаться в утешении.»
Не прошло и недели, как этого ученика постигло горе — его сын скончался…
Аризаль предупредил своих учеников: в день Лаг баОмер нужно только радоваться и совсем не огорчаться!
В лаг баОмер прекращают действовать законы траура, потому что в этот день перестали умирать ученики раби Акивы. К этой радости присоединилась еще одна — в лаг баОмер раби Шимон Бар Йохай покинул этот мир.
Казалось бы, день смерти праведника должен стать особо траурным, но здесь все иначе. В день, когда скончался РаШбИ, мир наполнился чудесным светом, светом небесных тайн, которые открыл миру раби Шимон. В день его ухода солнце не заходило дольше обычного — пока не закончил раби Шимон бар Йохай передавать своим ученикам тайны Торы. Поэтому в этот день, свет которого был долог, мы зажигаем свечи и костры. Тора — свет, а когда увеличивается свет, увеличивается радость.
Когда выносили носилки с телом РаШбИ, то они приподнялись сами собой и парили в воздухе, объятые языками пламени — тогда прозвучала бат-коль: поднимитесь, придите и соберитесь в честь вознесения раби Шимона бар Йохая!
Будем радоваться и мы в честь света Торы, в день, когда открылся ее свет миру. Будем молиться, чтобы в заслугу великого тана пробудилось милосердие Вс-вышнего, чтобы смилостивился он над своим народом.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.