Темы: Мир в доме, Хаей Сара, Оцарот, Чтение для детей, Шалом, Рассказы
«…и ты возьмешь жену сыну моему оттуда» (Берешит 24:7). Под словом «жену» стоит знак кантилляции[i] «твир», это слово на арамейском означает «сломанный», «сокрушенный».
Здесь можно увидеть намек на слова мудрецов (Йевамот 63а) о том, что мужчине следует «спуститься на ступень» и взять себе жену[ii]. Иными словами, мужу следует «принизить себя», чтобы исполнять желание жены и прислушиваться к ее мнению, стараясь понять ее. (Тора ми-Синай)
Об этом говорит гаон раби Мордехай Маарави[iii]: каждый раз, чтобы зайти в дом, человек опускает ручку двери. Это символично: ему нужно «опустить голову», вести себя смиренно и уступчиво, если он хочет «войти в дом», создать семью. И тогда у него будет дом, в котором царит мир.
Однажды к раввину пришла женщина и сказала:
— Я не в силах терпеть своего мужа. Он мучает меня. Очень тяжелый человек. Прошу уважаемого раввина убедить мужа дать мне гет (разводное письмо).
— Я готов выполнить твою просьбу, — ответил раввин. — Но и у меня есть к тебе просьба. Я буду давать тебе халы каждую пятницу, а ты раздавай их в честь субботы в домах бедняков нашего города — по списку, который я тебе дам. Через месяц устрою тебе гет.
Прошел месяц, но женщина так и не попросила раввина подтолкнуть ее мужа к разводу. Раввин спросил, почему она больше не поднимает этот вопрос, и женщина ответила:
— Когда я ходила по домам бедняков, то поняла, в каком ужасном страдании могут жить люди. И осознала, что мои проблемы не так уж велики… (Ма Ахавти Торатэха)
[i] Знаки кантилляции (таамэй а-Микра), которыми снабжен текст Торы, выполняют функции нот, знаков препинания и ударения (см. пример), а мудрецы выводят из них и комментарии к тексту Торы. Масора, т.е. традиция о том, как следует писать и читать текст Торы, была получена на Синае, см. историю ее сохранения и передачи.
[ii]נחית דרגא ונסיב איתתא — согласно объяснению Раши, речь здесь идет о том, чтобы брать жену из семьи, чье социальное положение «ступенью ниже», чем социальное положение мужа, иначе жена будет недовольна мужем. Но есть и другие объяснения, см. в тексте.
[iii] Раби Мордехай бар-Шломо Маарави (5705-5768 /1945-2008, Сирия, Израиль) — один из основателей ешивы «Биркат Йосеф» в Бней-Браке, в течение десятилетий был там раввином и преподавателем. Специалист по семейным законам, представлявший клиентов в раввинском суде (טוען רבני). Автор книги «Гдулат Мордехай».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина