«И он возвел очи свои и увидел: и вот, три мужа стоят возле него» (Берешит 18:2). Раши[i] комментирует: «Один — чтобы известить Сару, второй — перевернуть Сдом, третий — исцелить Авраама, а оттуда (этот ангел) пошел спасать Лота».
Рав Хаим-Йосеф-Давид Азулай[ii] отмечал, что, согласно порядку задач этих ангелов, следовало первым отметить того, который пришел исцелить Авраама.
Почему же он не отмечен первым? На этот вопрос раби Азулай отвечает так: на самом деле Аврааму не нужен был ангел для исцеления, ведь сказано (Бава Батра 16 б): «Жемчужина висела на шее его, и каждый, кто видел ее, исцелялся».
Почему же тогда Авраам сам не посмотрел на нее? Из-за великой любви к заповеди он не хотел выздоравливать чудесным образом, раньше времени!
Вот почему послали ангела сообщить ему: на Небесах согласны, чтобы он исцелился. Когда он узнал об этом, ему не понадобился Рефаэль (исцеляющий ангел) — Авраам посмотрел на свою жемчужину и выздоровел. Следовательно, главной задачей Рефаэля стало теперь спасение Лота.
В наше время нет той жемчужины, что была у Авраама. Но есть способ исцелиться от всех болезней и удостоиться прощения грехов.
Мудрецы говорят: у того, кто позорит ближнего прилюдно, нет доли в Будущем мире (Авот 3:11). Гаон раби Моше а-Коэн Дриэм из Туниса[iii] с помощью этого изречения объяснял другое: «Лучшего из врачей — в ад» (Бава Кама 85 б). И приводил следующую притчу.
Человек заболел и был доставлен в больницу. Врач осмотрел его и постановил:
— Немедленно начинайте готовить к операции!
— Нет, — заявил больной. — Зовите другого врача!
Позвали заведующего отделением, тот посмотрел пациента, его анализы и сказал:
— Можно и без операции, но тогда понадобится делать болезненные уколы и ставить капельницы в течение длительного периода.
— Может, есть врач еще лучше? — не унимался пациент.
Привели профессора, светило в своей области. Тот сказал:
— Да, есть более эффективные лекарства. Но они некоторое время будут жечь как огонь. А потом сразу наступит улучшение и быстрое выздоровление.
Пациент согласился, и все признали, что этот лучший врач из всех.
Что должен проиллюстрировать этот рассказ? Человек согрешил и хочет искупить свой грех. В некоторых святых книгах перечисляется количество постов, которые надо провести, чтобы искупить тот или иной грех, и прочие тяжелые правила искупления.
Но есть и возможность быстрого исправления грехов, обжигающего, но моментального: грех будет исправлен, если кто-нибудь опозорит этого грешника перед всей общиной. Такое страдание равносильно смерти, и оно сразу искупает все грехи.
Получается, тот, кто заставил ближнего бледнеть от позора прилюдно, подобен врачу, исцелившему от грехов. Это и есть «лучший из врачей».
Но этого «лучшего» отправят в ад, поскольку он подобен тому, кто проливает кровь, подобен убийце[iv]. Поэтому тот, кто опозорил ближнего, должен как можно быстрее просить прощения. А опозоренному стоит простить его от всего сердца: ведь благодаря такому страданию он сам очистился от всех своих грехов. (Йосеф Даат — Дараш Моше)
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[ii] Раби Хаим-Йосеф-Давид бар-Ицхак-Зрахья Азулай (Рабейну Хида; 5484-5541 / 1724-1806; Иерусалим, города Европы, Стамбул, Каир, Хеврон, Ливорно) — выдающийся законоучитель, каббалист и историк еврейской мысли.
[iii] Раби Моше а-Коэн Дриэм (5666-5726 / 1906-1966, Тунис, Израиль) — судья и законоучитель, один из великих раввинов о. Джербы в Тунисе в своем поколении, глава раввинского суда в Тверии, автор множества книг.
[iv] Человек, которого позорят прилюдно, бледнеет от стыда, у него «кровь отливает от лица». Поэтому позорящий приравнивается к убийце, проливающему кровь.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.