Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Как западная свеча становится для всех, кто приходит в мир, свидетельством того, что Шхина пребывает в Израиле

«Ты же вели сынам Израиля, чтобы они доставляли тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы зажигать свечу постоянную. В шатре собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, да устроит его Аарон и сыновья его» (Шмот 27:20,21).

В Гмаре (Шабат 22 б) сказано следующее: «“Вне завесы да устроит” — разве нуждается Он в свете ее? Ведь все сорок лет, пока сыны Израиля шли по пустыне, шли они только в свете Его! (Понятно, что Он не нуждается в освещении), но это свидетельство для всех, кто приходит в мир, что Шхина[i] пребывает в Израиле. Какое свидетельство? Сказал Рав: это западная свеча[ii], в которую наливают то же количество масла, что и в другие свечи, но с нее начинают и ею заканчивают».

Что это значит? Как западная свеча становится для всех, кто приходит в мир, свидетельством того, что Шхина пребывает в Израиле? Ведь в Эйхаль (Святилище) каждый день входят лишь несколько коэнов[iii] — служитель, зажигающий свечи, служитель, который их очищает, и те, кто забирает хлеба предложения и кладет новые на их место. Значит, только эти несколько коэнов являются свидетелями чуда западной свечи. Как же это может быть свидетельством для остальных «приходящих в мир»?

Ответ нам поможет понять следующая история.

Однажды, когда гаон раби Хаим-Лейб[iv], глава ешивы Мир, сидел со своими учениками на бар-мицве, он решил использовать момент, чтобы сообщить им важный принцип. Вот что он им сказал:

— Знайте, что тот, кто днем и ночью усердно изучает Тору в нашей ешиве, помогает венскому барону-еврею остаться частью народа Израиля!

Это утверждение, разумеется, вызвало удивление учеников, оно ясно читалось на их лицах. Раби Хаим-Лейб пояснил:

— Посчитайте сами… Самый усердный ученик проводит за Торой двадцать часов в сутки. Остальные, менее усердные, изучают ее лишь четырнадцать часов в сутки. Но это всё равно гораздо больше, чем время, которое уделяет Торе простой еврей, посвящающий основное время ремеслу или мелкому бизнесу: он может установить себе лишь три часа занятий в день.

Но даже такой простой еврей в нашем городе учится больше, чем торговец в Минске, который уделяет этому лишь час в день. А торговец в Варшаве вообще не учится, но хотя бы молится три раза в день.

Торговец в Москве не молится, как положено, но хотя бы соблюдает субботу. А торговец в Лондоне и субботу не соблюдает, но хотя бы не ест запрещенную пищу. Барон из Вены стоит на самой низшей ступени, он преступает даже этот запрет. Но, всё же, он не перестает считать себя евреем.

Теперь подумайте: если усердные ученики в ешиве станут учиться меньше, то уровень всех, кто ниже их, опустится еще больше. Остальные учащиеся уже не будут учиться четырнадцать часов, простые евреи — три часа, минские торговцы перестанут учиться даже один час; варшавские торговцы не будут молиться, московские бизнесмены начнут нарушать субботу, лондонские — есть некошерную пищу, а венский барон вообще перестанет считать себя евреем, поскольку это последний уровень, на который он может опуститься.

Так сказал ученикам раби Хаим-Лейб…

Из его объяснения следует: когда выдающиеся люди из народа Израиля постоянно изучают Тору и соблюдают заповеди на высоком уровне, не делая себе послаблений, они влияют не только на себя, но и на весь народ, даже если это влияние не прямое, а опосредованное.

Теперь ответ на наш вопрос становится понятен. Вот он — в формулировке гаона раби Ицхака Гутнера[v], который говорил так:

Воздействие западной свечи и связанных с ней чудес на коэнов, служивших в Храме, на их веру, было столь велико, что это влияло на всё их окружение и далее — на весь мир. Поэтому, хотя саму свечу видели только коэны, она оказывалась свидетельством для всех, кто приходит в наш мир.

Те, кто находится на высоком уровне, стремится к совершенству, влияют и на уровень простых людей, поднимают уровень народа в целом. Проиллюстрируем это еще одной историей.

Как-то в субботу гаон рав Элазар-Менахем-Ман Шах[vi] вышел с одним из учеников прогуляться по окраинам Бней-Брака. И спросил ученика:

— Скажи, почему по этому шоссе ездят в субботу, а по тому — нет?

— Что за вопрос? — удивился ученик. — Ведь это шоссе ведет к Бней-Браку и из Бней-Брака, поэтому по нему не ездят в субботу, а то шоссе — к Рамат-Гану и из Рамат-Гана, где субботу не соблюдают!

Но ответ рава Шаха был иной:

— Ты ошибаешься. Дело в том, что влияние евреев, верных Торе, достигает этого места, но не распространяется далее. Если бы мы, трепещущие пред словом Всевышнего, соблюдали законы субботы еще более скрупулезно, это повлияло бы и на евреев, далеких от Торы и заповедей. Тогда и по тому шоссе не ездили бы в субботу.

Гаон раби Исраэль Салантер[vii] говорил, что если во Франции еврей отходит от веры, это происходит из-за того, что в Ковно[viii] проявляют небрежность в служении Б-гу… А причина того, что Йом-Кипур (День искупления) соблюдают даже евреи, далекие от Торы, — не в том, что он важен для них, далеких, а в том, что он важен для нас, а это влияет и на них. (Лэламедха)


[i]Шхина — Б-жественное присутствие.

[ii] Одна из лампад Меноры (согласно некоторым мнениям, центральная, согласно другим — крайняя) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид» — «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Другие лампады зажигали каждый вечер.

[iii]Коэны — священники в Храме.

[iv] Раби Хаим-Лейб бар-Алтер-Рефаэль а-Леви Шмулевич (5663-6739 / 1902-1979) — выдающийся преподаватель Талмуда, руководитель иерусалимской ешивы Мир.

[v] Рав Ицхак Гутнер (5666-5741 / 1906-1980, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль и США), выдающийся еврейский ученый нашего времени, один из лидеров еврейства США, автор широко известной книги «Пахад Ицхак» и основатель одноименной ешивы в Иерусалиме.

[vi] Раби Элазар-Менахем-Ман бар-Эзриэль Шах (ок. 5654-5762 / ок. 1894-2001, Литва, Польша, Эрец-Исраэль — Израиль) — глава ешивы Поневеж в Бней-Браке, духовный лидер своего поколения.

[vii] Раби Исраэль бар-Зеев-Вольф Липкин (раби Исроэль Салантер, Агрис, 5571-5643 / 1810-1883, Литва — Германия) — лидер своего поколения, основатель этического движения Мусар, распространившегося в прославленных ешивах Литвы. По своей природе Мусар не мог стать массовым движением, но его влияние ощущалось на всех уровнях еврейского общества. В течение поколений оно формировало еврейских лидеров, прежде всего, раввинов.

[viii] Ныне Каунас.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

31 мая, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.