Темы: Воспитание детей, Глава Берешит, Милосердие, Оцарот, Хазон Иш, Хесед, Рассказы
«В начале сотворил Б-г…» (1:1). Начало Торы — милость, и конец — милость. В нашей недельной главе говорится о том, как Всевышний изготовил для человека одежду в райском саду. А в главе Вэ-зот а-Браха, завершающей Тору, сказано: «И умер там Моше, раб Б-жий… и похоронил его в долине, в земле…» (Дварим 34:5, 6). Раши[1] комментирует: «“…похоронил его” — Святой, благословен Он, в славе Своей».
Милость — одна из трех основ, на которых стоит мир[2] (Авот 1:2). Это такие «сбережения», «доходами» от которых человек пользуется в этом мире, а «основной капитал» сохраняется для него в Мире Грядущем (Пеа 1:1).
После Катастрофы рав Йосеф-Шломо Каханман открыл учреждение для обеспечения детей, спасенных из Европы, всем необходимым. Оно называлось «Батей Авот». Затем он основал ешиву Поневеж в Бней-Браке. Ему тяжело было находить финансирование для обоих проектов, поэтому ему посоветовали закрыть одно из учреждений — чтобы не пришлось в итоге закрывать оба.
Но рав Каханман сказал:
— Господа мои и учителя, однажды Хафец Хаим[3] сказал мне: «Знай, что Торы без милосердия не существует. Если хочешь открыть ешиву, сначала открой благотворительное учреждение. Ведь у Торы начало — милосердие, и конец — милосердие». Вот почему я обязан сохранять оба эти учреждения — одно из них поддерживает второе.
Однажды в «Батей Авот» привезли десятилетнего ребенка, потерявшего обоих родителей в Катастрофе. Он уходил в себя, отгораживаясь от внешнего мира, а после каждого приема пищи прятал в карман несколько кусочков хлеба — на случай, если завтра хлеба не будет. Он не соглашался мыться и менять одежду. Он не верил, что нацистский лагерь остался позади.
Заведующая хозяйственной частью, г-жа Мунк, заботилась о каждом ребенке тепло и с любовью. Но, несмотря на все ее старания и уговоры, ребенок отказывался мыться.
Г-жа Мунк поняла, что выбора у нее нет, и обратилась к раву Каханману, который был «папой» для всех детей. Каждую пятницу он раздавал детям деньги, чтобы они купили себе сладости на субботу, заботился о них как о собственных детях. Но и ему не удалось убедить ребенка помыться и сменить одежду. Пришлось обратиться к Хазон Ишу. Рав Каханман и г-жа Мунк пришли с ребенком к великому мудрецу поколения, чтобы посоветоваться, как быть.
Когда Хазон Иш спросил мальчика, почему тот отказывается мыться, в «защитной стене», которой окружил себя ребенок, образовалась брешь, и он с горечью ответил:
— Каждый раз, когда я снимал одежду, ее забирали и бросали мне грязные лохмотья. У меня нет родителей, которые постерегли бы одежду, поэтому я ее не сниму!
Присутствующие остолбенели. Что можно было сделать с огромным недоверием, которое испытывает к окружающим несчастный мальчик?
Хазон Иш сказал:
— Обещаю тебе, что г-жа Мунк постережет твою одежду.
— Я ей не верю, — был ответ.
— Пусть тогда рав Каханман постережет, — сделал вторую попытку Хазон Иш.
— И ему не верю.
— Тогда я обещаю тебе, что сам посторожу твою одежду. Я никогда в жизни никого не обманывал, — пообещал Хазон Иш.
Ребенок посмотрел на рава с большим подозрением, но в итоге согласился.
Он ушел в комнату и сменил одежду. А когда вышел, сказал Хазон Ишу:
— Ребе, посторожите мою одежду. Это цицит[4]>, это брюки, рубашка и носки.
— Конечно, я всё посторожу, не переживай, — улыбнулся Хазон Иш.
Когда г-жа Мунк отправилась в общежитие, чтобы помыть ребенка, рав Каханман и Хазон Иш разрыдались. Хазон Иш закатал рукава, взял корыто с водой, и вместе с равом Каханманом они стали стирать грязную одежду ребенка. Хазон Иш тер мылом рубашку, а рав из Поневежа стирал штаны.
Когда ребенок вернулся чистый и умытый, он с волнением спросил:
— Где моя одежда?
— Вот она, ее повесили сушиться, — ответил Хазон Иш. — Мы постирали тебе одежду. Сегодня поспи у меня, а завтра сможешь снова ее надеть.
Глава поколения отложил в сторону Гмару и целый час трудился, отстирывая одежду ребенка-сироты.
Прошли годы, тот мальчик вырос и женился, а со временем стал большим знатоком Торы. Он даже удостоился учиться в колеле «Хазон Иш».
У Торы начало — милость, и конец — милость (Ма Ахавти Торатха).
[1] Раби Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
[2] «Шимон-Праведник был последним из [ученых] Великого собрания. Он часто повторял: “На трех основах стоит мир: на [изучении] Торы, на служении Б-гу и на добрых делах”».
[3] Раби Исраэль-Меир бар-Арье-Зэев а-Коэн Каган (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающийся законоучитель и праведник, духовный лидер своего поколения.
[4] Сплетенные особым образом нити, которые по закону Торы прикрепляют по углам четырехугольной одежды. Религиозные евреи прикрепляют их к особому полотнищу, называемому (в данном случае) талит катан — «малый талит».
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина