«Каждый человек, жена которого совратится и нарушит верность ему…» (Бемидбар 5:12)
Неверность начинается с зависти… Творец мира создал нас несовершенными, чтобы мы стремились восполнить свои недостатки, восполнить то, чего нам недостает. Однако делать это нужно не из зависти.
В добрый час парень с девушкой поженились. Жена спросила мужа, что ему приготовить на обед, — хотела узнать, что он любит. Тот ответил, что предпочитает шницель с рисом и овощной салат. «Достойная жена исполняет желание мужа» (Тана дэ-Вэй Элияу Рабба 9). Каждый день теперь она готовила ему шницель с рисом… Спустя месяц муж уже не мог это видеть.
Задумаемся: если это действительно было то блюдо, которое он любил больше всего, почему оно надоело ему? Ведь если он на самом деле получал удовольствие от шницеля и риса, это удовольствие не должно было бы уменьшаться. Он был бы счастлив, что преданная супруга каждый день подает ему то, что он любит.
Но, согласно принципу, который мы упомянули, человек получает удовольствие не от самого блага, а от того, что восполняет недостающее. А если он каждый день получает то, что любит, здесь уже нет «недостающего», а значит — и удовольствия от его восполнения.
Человек сбился с пути посреди пустыни в жаркий день — и целый день мучился от жажды. Его, в конце концов, нашли и напоили теплой и несвежей водой из старой бутылки. И он почувствовал огромное наслаждение.
А если человек уже выпил две бутылки воды, то, когда ему дадут третью — даже с самым вкусным напитком в мире, — удовольствия он не почувствует. Насколько сильно страдание от неудовлетворения потребности, настолько велико будет наслаждение от ее удовлетворения.
Иллюзии, которые создает для нас злое начало: будто «у соседа трава зеленее», заставляют человека испытывать зависть, вожделение и муки неудовлетворенной гордости. Всё это, в конце концов, «сживает нас со свету» (Авот 4:21). Не зря мудрейший из людей, царь Шломо, сказал (Шир а-Ширим — Песнь Песней 8:6): «…как преисподняя — люта зависть (ревность)» (Ма Ахавти Торатэха).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?