«И увидел Б-г свет, что он хорош; и отделил Б-г свет от тьмы» (Берешит 1:4). Слово «увидел» мы встречаем на протяжении всего рассказа о сотворении мира: «И увидел Б-г, что хорошо».
Что означает это слово, когда речь идет о Творце мира, у Которого нет тела и, соответственно, связанных с ним пяти чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса? Мы, естественно, не в силах этого понять. И, всё же, оно сообщает нам о чём-то. Что для нас означает это «видение»?
Когда человек выполняет какую-то работу, ему надо оценить результат. Ведь человеку не всегда удается осуществить свой замысел в точности так, как он рассчитывал изначально.
Но ведь речь идет о Творце! То, что сотворено, — это в точности то, что Он хотел создать. Отсюда и вопрос: зачем Ему «видеть» результат? Что это добавляет — что Он увидел Свое творение и оно хорошо? Ведь и так ясно, что оно будет именно таким, каким его замыслил Создатель!
Чтобы лучше понять это, вспомним историю, которую рассказывают о раби Йехезкеле Левинштейне[1], машгиахе[2] ешивы Поневеж.
Это случилось в тот период, когда раби Йехезкель работал в ешиве Мир, во времена раби Йерухама[3]. В те дни раби Йехезкель еще не выступал систематически перед учениками в ешиве, а только проводил беседы у себя дома между учебными часами.
Он жил недалеко от ешивы, но его соседи держали свирепых собак, способных легко порвать человека на части. Поэтому ребята из ешивы обычно шли к нему в обход. Это, конечно, занимало больше времени.
И вот однажды ученики засиделись у раби Йехезкеля дольше обычного, так, что если бы пошли кружным путем, опоздали бы в ешиву. Поэтому машгиах сказал им идти коротким и путем. Ребята в смущении признались, что попросту боятся ужасных собак. Те могут их растерзать.
Раби Йехезкель ответил им: «Не беспокойтесь! Я постою и посмотрю, пока вы не пройдете мимо этих дворов. Обещаю, что ничего дурного не случится».
Так и вышло: ребята пошли коротким путем, тренируя смелость и умение полагаться на слова мудрецов, а раби Йехезкель стоял на пороге и смотрел на них. Чудесным образом собаки словно онемели, попрятались в будки, и ни одна из них даже не тявкнула.
Такова история, а теперь подумаем, какие из нее могут быть выводы. Если бы нам рассказали, что собаки не осмелились лаять на самого праведного машгиаха, это бы нас не удивило. Ведь Всевышний уже благословил человека (Берешит 9:2): «И боязнь и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всём, что движется на земле, и на всех рыбах морских; в ваши руки отданы они». Это благословение, как известно, «работает» у праведников народа Израиля в каждом поколении.
И даже если бы мы услышали, что раби Йехезкель благословил учеников, чтобы с ними не случилось ничего плохого, и его благословение исполнилось, — это бы нас тоже не удивило. Ведь «Желание боящихся Его исполняет Он…» (Тэилим 145:19) и, как сказано, «праведник постановляет, а Всевышний осуществляет» (Таанит 23а и др.).
Но здесь находим кое-что новое. Раби Йехезкель не довольствовался благословением, а пообещал ученикам, что будет смотреть на них. И благодаря этому взгляду псы не тронули ребят. Как это объяснить? Это не так сложно:
У взгляда есть чудесная способность соединять видящего и видимое. Когда раби Йехезкель смотрел на учеников, идущих мимо дворов с собаками, это было не просто рассматривание. Его взгляд соединял учеников с ним, и благодаря этому для них «срабатывала» та защита, которая есть у раби Йехезкеля и у других праведников такого уровня: собаки ощущают страх перед ними и отступают.
Теперь можно вернуться к вопросу, который задали вначале. По первому впечатлению, Всевышний посмотрел на Свое творение, чтобы оценить его. Но это ошибка!
Ему надо было «увидеть» творение не для оценки, а для связи. «Увидев» Творение, Всевышний «связал» его с Собой. И когда творение соединилось с Творцом, Источником истинного блага, то и оно само стало «хорошо» (Лэламедха).
[1] Раби Йехезкель бар-Йеуда Левинштейн (5645-5734 /1885-1974)— выдающийся педагог, один из духовных лидеров движения Мусар.
[2] Машгиах — буквально «наблюдатель», или «инспектор». В литовских ешивах у машгиаха была особая роль — следить за духовным и эмоциональным ростом учеников, быть их советником. Кроме того, он регулярно давал лекции по мусару — этике и еврейскому мировоззрению.
[3] Раби Йерухам Лейвович (5635-5696 /1875-1936) — выдающийся мыслитель и педагог, один из духовных лидеров движения Мусар, учитель рава Левинштейна.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина