Темы: Рош Ашана, Ки теце, Оцарот, Заслуги, Небесный суд
«Если окажется на ком-либо грех смертного приговора, и он умерщвлен будет, и ты повесишь его на дереве, То не дай трупу его ночевать на дереве, а погреби его в тот же день…» (Дварим 21:22, 23).
Остается меньше трех недель до Рош а-Шана — до дня Суда, от решения которого зависит наша жизнь, жизнь наших близких, счастье, заработок, здоровье, радость, всё, что предначертано. Как удостоиться оправдания на Суде?
Есть надежные и легкие «способы», с помощью которых можно прийти к счастью и благословению. Один из них — трубить в шофар. Но как это работает? Как шофар смягчает Суд и заставляет обвинителей молчать?
Наши мудрецы открыли тайну: «Так как для напоминания оно (трубление) — подобно оно пребыванию внутри (перед Ним)» (Рош а-Шана 26а). То есть: поскольку трубление в шофар означает мольбу вспомнить о народе Израиля, тот, кто трубит (и Всевышний вспоминает о нем), — как будто стоит перед Всевышним.
Трубление в шофар уподоблено личной встрече человека с Творцом мира. Мы словно стоим «внутри», в Святая святых, как коэн гадоль (первосвященник) в Йом-Кипур. Это настолько возвышенное состояние, полное трепета перед Творцом, что благодаря ему мы удостаиваемся милосердия Творца и Он посылает нам мир, добро и благословение, жизнь и милость.
Но при одном условии. Невозможно сразу попасть из внешнего мира в Святая святых! Прежде, чем идти в Храм, первосвященнику требуются несколько дней уединения, он должен очиститься. Сначала совершить омовение, а затем подниматься со ступени на ступень: из города — на Храмовую гору, с Храмовой горы — в хель («будничное» или «не священное» — пространство между решетчатой деревянной изгородью, сорэг, и стенами Храма), оттуда — во внешний двор, далее — во двор коэнов, в Зал, в Святилище…
Таково предназначение месяца Элуль — дать нам возможность подниматься постепенно. Это время подготовки, дни прощения и подъема.
Но что будет с таким первосвященником, который провел семь дней на Храмовой горе, каждый день его очищали водой с пеплом красной коровы, а на седьмой день он спустился в город, на рынок?
Однажды в Йом-Кипур коэн гадоль вышел на улицу и осквернился, стал ритуально нечистым — и не мог уже исполнять служение этого дня.
Одним махом «отменил» весь долгий процесс очищения и подготовки к служению.
Если человек продвигается духовно в течение всей недели (а мы так далеки от этого!), но под конец принесет домой новости из СМИ, где красочно живописуется вся мировая грязь, преступления, насилие, коррупция, соблазны и извращения, — все его усилия пойдут прахом… Ведь это — как искупаться в грязи.
«Человек находится там, где пребывают его мысли». Средства массовой информации уводят его в сферы, максимально удаленные от всего святого и чистого, прочь от Элуля и Рош а-Шана, от махзора (молитвенника на праздник) и шофара. Как же оторваться от этого и войти в Святая святых на встречу с Творцом, как удостоиться хорошего года?
В нашей недельной главе заповедано: поспешить похоронить того, кто был казнен за богохульство и идолопоклонство. В «Сефер а-Хинух» находим объяснение: если задерживать погребение, люди будут дольше видеть повешенного, вспоминать его дела и казнь. И при этом потеряют больше, чем обретут. Ведь они начнут думать о грехе, который он совершил…
Что же сказать о тех, кто читает и слушает о целом море преступлений, жестокости и распущенности! Это точно не поможет нам правильно подготовиться к Дню Суда, к трублению в шофар. К записи на хороший год в Книге Жизни…
Самое главное — оторваться от «переперченных» (мягко говоря) СМИ хотя бы в этот месяц, чтобы заслужить хороший год!
Насколько опасно попасть под влияние ложных мнений — нам поможет понять следующая история. В благословении после трапезы мы произносим: «Он будет воздавать нам добром во веки вечные — в милосердии и сострадании, любви и благосклонности, спасении и успехе». Сначала здесь идет просьба о спасении, а затем — об успехе. Подобную просьбу мы находим в Аллеле: «Мы молим: Господь, спаси нас! Мы молим: Господь, даруй нам успех!»
Зачем просить об успехе после того, как уже попросили о спасении?
Удивительное объяснение предложил раби Йехезкель Сарна — на благодарственной трапезе, устроенной партией Агудат Исраэль в Еврейском квартале после освобождения Стены Плача.
Раби Сарна рассказал, что, когда учился в ешиве Слободка, там был очень талантливый парень, которого все любили. Звали его Гедалия. Он тяжело заболел, и его положили в больницу на полгода. Все ученики молились о его исцелении. Когда он выздоровел, оказалось: всё это время он общался с врачами — крупными специалистами в области медицины, но — людьми с весьма примитивным материалистическим мировоззрением. Он поддался их влиянию.
Гедалия выздоровел, но в ешиву уже не вернулся. Вот вам пример спасения, но — без успеха.
Гаон раби Йехезкель воскликнул: «Мы молимся Всевышнему, чтобы Он спас нас, но — только если спасение принесет с собой успех. Если же нет, мы готовы отказаться и от спасения. При освобождении Старого Города мы достигли спасения, и Всевышний вернул нам то, что осталось от нашего Храма. Но если это приведет к тому, что хотя бы один еврей в нечистоте взойдет на Храмовую гору, это спасение ничего не стоит».
В этом заключен важный урок. Каждый из нас время от времени удостаивается спасения. У нас случаются чудеса и просветления Свыше почти каждый день. В такой момент мы обязаны остановиться и задать себе вопрос: ради чего Святой, благословен Он, совершил это спасение?
С какой целью Он даровал нам этот свет? Только ради продолжения материальной жизни? Или, может быть, всё-таки надо «использовать» это спасение, чтобы добиться духовного успеха? Конечно, спасение действительно нужно использовать, поднимаясь с его помощью к духовности (Эсрим вэ-Арба Шева).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.