Темы: Воспитание детей, Бемидбар, Оцарот, Споры, Рассказы
«И возьми левитов для Меня, — Я Господь, — вместо всех первенцев из сынов Исраэля, а скот левитов — вместо всего первородного скота сынов Исраэля» (Бемидбар 3:41).
Насколько же важно слушать слова мудрецов и поступать согласно «даат Тора» («мнению Торы»)[1]! Автор комментария «Сфат Эмет» показывает это на примере законов о «скоте левитов»: еврей — каким бы великим гением и праведником он ни был — будет наказан смертью, если вкусит от трумы (часть урожая, которая отдается коэну — потомку Аарона, служащему в Храме). А скоту коэнов дозволено есть труму! Почему? Потому что эта часть урожая принадлежит коэнам.
Это помогает нам понять: тот, кто связан с великим мудрецами поколения, учится у них и поступает по их предписаниям, «входит» в одну категорию с этими мудрецами.
Все знают, насколько важно проявлять уважение к ближнему. Но есть один существенный нюанс, который часто не замечают. А, не заметив его, очень легко оступиться.
Иногда у мудрецов возникают разногласия по каким-то вопросам — это неизбежно при глубоком изучении Закона и поиске истины. А у обычных людей возникает соблазн «поместить голову между большими горами» или «сесть не в свои сани», высказав мнение в поддержку той или иной стороны.
Прямо хоть «напоминалку» себе сделать: «Не вмешивайся в спор специалистов!» Не дай Б-г простому человеку совершить действие, которое может выглядеть как выражение пренебрежения к праведникам…
Страшную историю рассказывают близкие и помощники святого праведника раби Шломо из Звиля, служение которого, как известно, было настолько скрытым и таинственным, что ни один человек не постигал его.
Один из тайных видов его служения заключался в исправлении человеческих душ, которые воплотились в животных. Многие видели своими глазами, как кошки входили к нему в дом и бродили между столов и скамеек, а он, привычный к непостижимым правилам святости, не прогонял их. Более того, если другие находившиеся там люди хотели прогнать их, им это не удавалось.
Один кот крутился там долгое время, а внук раби Шломо пытался прогнать его. Раби Шломо сказал внуку, что нет никаких шансов, но тот не унимался. Он взял мешок, заманил тут кота и поехал в другой район города, где и выпустил пленника. Каково же было его изумление, когда спустя несколько часов этот кот вновь оказался в доме раввина, словно его никуда и не отвозили.
Окружающие свидетельствовали о небывалом чуде: с тех пор, как рав Шломо покинул этот мир, 26 ияра 5705 (1945) года, коты перестали приходить в дом, бывший его священным убежищем, и до нашего времени во всей округе там нет ни одного кота.
Однажды у него дома вертелось несколько котов сразу, они с шумом роняли вещи. Это сильно мешало его родным и помощникам. Наконец, их терпение иссякло. Они хотели прогнать животных, но раввин решительно запретил им.
Когда его стали убеждать, он глубоко вздохнул и произнес:
— Знайте же, что несколько поколений назад было много шума из-за разногласий между двумя святыми общинами в народе Израиля. Естественно, с обеих сторон были люди, которые разжигали споры, всячески подливая масло в огонь. Эти коты — воплощение душ нескольких сотен человек, которые умножали конфликты и беспричинную ненависть в нашем народе. Они пережили ряд тяжелейших воплощений, а теперь пришли сюда, чтобы удостоиться исправления.
Страшно… Ведь евреи тех поколений были людьми цельными и исполненными трепета перед Небесами. И все их намерения были во Имя Небес, они стремились лишь защитить честь своих учителей. Но это считается «уважительной причиной» лишь здесь, в нашем мире. Когда же они попали в мир истины, стало ясно, что скрывалось в их сердцах и каковы были их истинные стремления. Никто из них не избежал кары…
Что тут скажешь?.. Нельзя идти за огнем разгорающегося конфликта. Насколько осторожными мы должны быть, чтобы избежать греха напрасной ненависти и разделения сердец! (Кводам шель Исраэль)
[1] Даат Тора — «мнение Торы» — не просто знание закона Торы, а понимание, как именно применить его на практике в конкретных случаях.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина