Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Вот хлеб бедности[1]…» Хамец (квасное) во всех его «проявлениях» символизирует излишества и роскошь. А маца, хлеб бедности, символизирует способность довольствоваться малым.

Возникает вопрос: если нужно воздерживаться от излишеств, почему мы едим хамец весь год? А если разрешено наслаждаться ими, почему воздерживаемся от квасного в Песах?

Ответить на этот вопрос поможет следующая притча. Полицейский поймал вора и пристегнул его к себе наручником. Прохожие, видя это, неодобрительно качали головой.

Вор, поняв, что его осуждают, оскорбился и заявил:

— Думаете, это я к нему пристегнут? Это он ко мне пристегнут!

Прохожие посмеялись:

— А ты попробуй освободиться от него, тогда поверим!

Смысл притчи таков. Разрешено наслаждаться излишествами и роскошью, но только при условии, что мы не станем их рабами. Мы должны властвовать над ними, а не они над нами.

Как это проверить? Это станет ясно, если мы сможем по-настоящему отказаться от них, обойтись без них. Доказывая себе, что мы способны отказаться в Песах от квасного, символизирующего излишества, мы удостоверяемся, что именно мы пока являемся «господами положения», а не наше стремление к излишествам.

Автор книги «Бейт Исраэль», праведный раби Исраэль из Гуры любил курить. Однажды он бросил курить, но спустя некоторое время вновь вернулся к этой привычке. Поскольку все знали, что он всегда выполняет принятые решения и полностью контролирует себя, его поступок вызвал недоумение. Раби кратко ответил: «Если я могу прекратить, значит, мне разрешено продолжать!» Он доказал себе, что он властвует над своей привычкой, а не она над ним.

Этот принцип действует во многих областях. Саба из Кельма раздумывал о том, чтобы открыть ешиву. Он попросил совета у своего учителя — раби Исраэля из Саланта, а тот ответил ему: «Если сможешь закрыть, то можешь открывать». Он открыл, но со временем дела пошли не так, как ожидалось, и он без колебаний закрыл ешиву.

Обыкновение злого начала углублять яму, в которую человек провалился. Вначале человек хочет удовлетворить свои материальные запросы и добиться славы. Ему кажется, что он контролирует свои желания, но вскоре оказывается, что он находится в глубокой яме, из которой не в силах выбраться.

Один человек шел по проселочной дороге и увидал монету в десять шекелей, блестящую в песке. Он наклонился, чтобы поднять ее, но вот чудо: под ней оказалась записка: «Если немного копнешь, найдешь купюру в 50 шекелей».

Человек обрадовался и принялся копать, не задавая лишних вопросов. Он и в самом деле нашел 50 шекелей, а рядом — еще одну записку! «Купюра в 100 шекелей находится на метр ниже».

Он продолжил копать и нашел 100 шекелей вместе с запиской, сообщавшей, что глубоко под землей лежат пачки денег, ожидающие только его…

Он копал и копал… в итоге нашел эти пачки денег. В тот момент не было человека счастливее его — за короткое время он превратился в богача! На этот раз записки рядом с деньгами не оказалось.

Наш герой, уставший от «раскопок», решил, что пришло, наконец-то, время идти домой. И только тут увидел: деньги у него есть, но вот из глубокой ямы, которую он вырыл, ему уже никак не выбраться.

Смысл притчи понятен. Злое начало влечет человека к тому, что сулит быстрое и сильное удовольствие. Но, последовав за своим влечением, человек понимает, что оказался во власти злого начала и находится теперь в глубокой яме, из которой трудно выбраться.

Иногда необходимо ставить самим себе преграды и проверять, к чему могут привести наши действия. Как сказано в знаменитом субботнем гимне «Лэха Доди»: «Результат действия (заложен) в первоначальном замысле» (Маайан а-Моэд).


[1] «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской. Всякий, кто голоден, пусть придет и ест. Всякий, кому нужно отпраздновать Песах, пусть придет и празднует вместе с нами…» — Пасхальная Агада


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.