«И явился Б-г Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я эту землю. И построил он там жертвенник Б-гу, Который явился ему» (Берешит 12:7). Когда наш праотец Авраам пришел в Страну Израиля, он получил от Всевышнего два обещания. Исполнение каждого из них должно было стать огромным счастьем для него и его жены Сары. Первое — что у него после долгих лет бесплодия, когда ему будет уже сто лет, родится сын. Второе — что Земля Израиля будет отдана избранному народу, который произойдет от его потомства.
Можно было бы ожидать, что Авраам, получив эти обещания, восхвалит Творца и принесет благодарственные жертвы. Но, как отмечает «Ор а-Хаим», размышляя над текстом, мы видим, что Авраам благодарен совсем за другое.
«И построил он там жертвенник» — в благодарность за что? «Б-гу, Который явился ему». Авраам благодарен Б-гу за то, что явился ему, что Б-г впервые открылся ему. «Ор а-Хаим» поясняет: несомненно, Авраам возблагодарил Б-га и за землю, и за сына, но самое значимое и возвышенное для него — это сама близость к Всевышнему. За неё он испытывал самую великую благодарность.
В книге «Путь праведных» Рамхаль говорит о близости к Б-гу как о наслаждении, ради которого и был создан человек: «Ведь человек был сотворен ни для чего иного, как наслаждаться близостью к Б-гу, испытывать блаженство от сияния Его Шхины. Это истинное наслаждение и великое блаженство среди всех, какие можно найти. Ведь настоящее совершенство — это лишь причастность к Нему, и об этом говорит царь Давид: “…близость Б-га — благо для меня” (Тeилим 73:28)».
И мы, стоя в молитве перед Царем царей, прося о здоровье, заработке и т. д., должны помнить, что не это главное. Истинная цель — наслаждаться близостью к Б-гу. Само то, что мы удостоились стоять и молиться перед Творцом, Слышащим наши просьбы, приближаться к Нему, — великий подарок.
Раби Йосеф-Хаим в книге «Бен Иш Хай» (ч. 1, гл. 3) приводит следующую притчу.
Два человека удостоились милости царя: он решил выдавать им из казны 360 золотых ежегодно. В той стране был обычай — тому, кто получает царский подарок, разрешают войти во дворец и поблагодарить монарха лично.
Царь предложил им на выбор один из двух вариантов: либо получать раз в год всю сумму, либо разделить ее так, чтобы каждый день получать по одной монете. Первый выбрал 360 золотых сразу в начале года, чтобы не утруждать себя каждый раз походом во дворец, а второй решил брать по монете в день.
Слуги царя были удивлены: зачем ему такие хлопоты — каждый день приходить ради одной монеты? Тот человек ответил им: «Моя радость от денег не сравнится с многократно большей радостью посещения царского дворца, когда я собственными глазами вижу величие царя. Вот почему я решил получать по одному золотому в день — чтобы иметь возможность видеть лицо моего царя и благодарить его за проявленное милосердие» (Оцротэйну).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.