Темы: Симхат Тора, Шмини Ацерет, Оцарот, Тора, Рассказы
Отец раби Яакова из Лисы, автора книги «Нетивот а-Мишпат», был выдающимся мудрецом Торы. Всех изумляло его усердие и постоянство в учении.
Когда у него родился сын, он был полностью погружен в изучение сложного раздела Гмары. И когда моэль, делавший обрезание, дошел до слов «И да будет наречено имя его в Израиле…», отец подумал, что спрашивают о его собственном имени. Поэтому он тотчас ответил: «Яаков», и сын его стал Яаков бен-Яаков.
Мидраш (Берешит Рабба, Ваехи 97) комментирует слова из благословения Яакова в Берешит 48:16: «Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих; и да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся во множестве на земле». Сказано: рыбы живут в воде, но, когда с неба падает одна капля, они ловят ее с такой жаждой, словно в жизни не пробовали вкус воды. Так и народ Израиля: живет в водах Торы, но, когда слышит новое толкование Торы, жадно ловит его, словно никогда не ведал слов Торы.
Об этом сказал царь Давид (Тэилим 119:162): «Радуюсь я речению Твоему, словно нашедший добычу великую».
В слове «Гмара» (גמרא) есть первые буквы имен ангелов: Гавриэль (גבריאל), Михаэль (מיכאל), Рефаэль (רפאל), Уриэль (אוריאל). Ведь тот, кто изучает Тору, особенно, Гмару — а это трудное и изматывающее занятие, — заслуживает, чтобы его окружала ангельская стража. Они сопровождают его на всех путях, оберегая от любых опасностей. Ведь Тора «защитить — защитит и спасти — спасет» (Сота 21а). «Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе — хранить тебя на всех путях твоих» (Тэилим 91:11).
Перед уроком один из молодых учеников подошел к главе ешивы «Порат Йосеф» гаону раби Йеуде Цадке и попросил, чтобы на этот день его освободили от занятий: его семья собиралась отдохнуть на природе, и он хотел к ним присоединиться.
Учитель ответил: «Послушай меня, сынок! Жаль каждое мгновение, которое ты теряешь, не изучая Тору. Твоя учеба важна на Небесах».
Ученик принял мнение учителя и пошел на урок, забыв о семейной поездке. Во время урока, когда раввину, как обычно, принесли стакан с чаем, он встал и передал этот стакан ученику со словами: «Сегодня ты заслуживаешь уважения! Ты отказался от прогулки на природе с семьей и остался трудиться над Торой. Счастлив ты, блаженна участь твоя!»
Как же на самом деле этот ученик сумел превозмочь свое желание, и как мы можем справиться со всеми вызовами и проблемами нашей жизни? Ведь есть столько сложностей… Ответить на это нам поможет следующая история.
Профессор начал занятие с того, что поднял стакан с чаем. Он поднял его высоко, чтобы убедиться, что все видят, а затем спросил студентов:
— Как думаете, сколько весит этот стакан?
Из зала послышались крики: «50 грамм!» «100 грамм!» «125 грамм!»
— Чтобы узнать, сколько весит стакан, мне нужно поставить его на весы, — сказал профессор. — Но что случится, если я буду держать его так же высоко, как сейчас, на протяжении нескольких минут?
— Ничего не случится, — откликнулись студенты.
— А что будет, если я продолжу так держать его в течение часа? — спросил профессор.
— Рука заболит, — сказал один из студентов.
— Все верно. А что будет, если продолжу держать стакан целые сутки?
— Рука окаменеет, Вы почувствуете огромное напряжение в мышцах. Возможно, руку парализует и потребуется госпитализация, — высказал свое мнение другой студент, а остальные засмеялись.
— Очень хорошо, — продолжил профессор. — Но за всё это время вес стакана изменится?
— Нет, — прозвучало из аудитории.
— В таком случае — что же вызывает эти боли в руке и напряжение в мышцах?
Студенты молчали.
— А что я должен сделать, чтобы избавиться от боли? — продолжал профессор.
— Опустить стакан, — сказал студент.
— Точно! — поддержал его профессор.
Все проблемы нашей жизни подобны этому стакану. Если держать их в голове несколько минут — ничего страшного. Если думаем о них долго — начинаем страдать. Если продолжим о них думать — они нас парализуют и мы будем уже не в состоянии что-либо сделать.
Важно посвящать время размышлению о проблемах и испытаниях, но еще важнее — оставлять все проблемы в покое к концу дня, перед сном, и возлагать все упования на Творца мира. Тогда проблемы будут сохранять свой реальный вес. Каждое утро мы будем просыпаться с новыми силами, способные справиться с любым вызовом, который встретится на нашем пути. Не забудьте «поставить стакан» сегодня (Шулхан Моэд Арух).
Читайте также:
Обзор по теме Шмини Ацерет
Обзор по теме Симхат Тора
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.