Темы: Йом Кипур, Еврейская молитва, Рассказы
«…ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Б-гом вашим» (Ваикра 23:28). В Мидраш Рабба (к Ваишлах 78:7) читаем: «Сказал раби Леви: вот притча о льве, разгневавшемся на других зверей. Они испугались, как бы он в ярости не растерзал их, спрашивают:
— Кто пойдет успокоить его?
Не зная, как поступить, пришли к лисице, и та ответила:
— Могу успокоить его гнев, поскольку есть у меня триста лисьих притч. Вот расскажу ему, он и успокоится.
— Отлично! — обрадовались звери.
Когда прошли часть пути, лиса застыла на месте.
— В чем дело? — поинтересовались звери.
— Я забыла сто притч, — призналась лиса.
— Ничего, — сказали звери. — Хватит и двухсот оставшихся.
Они продолжали свой путь, пока лиса вновь не остановилась и не заявила, что забыла еще сто притч.
Звери стали подбадривать ее:
— Ста оставшихся притч должно хватить, чтобы умиротворить льва.
Когда приблизились к жилищу льва, лисица в страхе сообщила:
— От этого напряжения я окончательно забыла все притчи! Теперь ничего не остается: каждый из вас должен умолять льва смилостивиться, и будем уповать на его милосердие!»
Смысл притчи ясен. Когда доброе начало напоминает человеку, что нужно раскаяться и изменить свое поведение, человек отвергает его советы, говоря, что есть еще масса времени. Ведь впереди весь месяц Элуль, Рош а-Шана, десять дней раскаяния и Йом а-Кипурим. Когда наступает Элуль, человек говорит: «У меня еще целых сорок дней». В Рош а-Шана он надеется на десять дней раскаяния, а когда наступают эти дни — рассчитывает на Йом а-Кипурим.
Теперь же, в Йом а-Кипурим, отговорок уже не остается… Раскаяться необходимо сейчас, иначе может и вправду стать слишком поздно.
Это время просить прощения за всё, что мы не должны были делать, но делали, и за всё, что должны были делать, но не делали. Ведь все Врата заперты, кроме Врат раскаяния и слез (Маор Исраэль, Шульхан Арух Шабат).
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?