Темы: Бешалах, Оцарот, Шаббат Шира, Песнь Красного моря
Пойте Б-гу, ибо высоко вознесся (15:21). Наш учитель рав Авраам Царфати, один из потомков святого Раши, учился в паре с равом Йосефом Каро, автором «Шулхан Аруха», во время своего пребывания в Адринополе. Однажды, вечером в шаббат, когда читали главу Бешалах (это было в 5250 году), рав Авраам настолько погрузился в учебу, что его одолела усталость, и веки сами собой закрылись. Во сне он увидел седобородого старца, с кожаным поясом на бедрах, который вошел в его комнату и обратился к нему со следующими словами: «Сын мой, пожалуйста, скажи мне: кто самый великий среди пророков?»
Рав удивился вопросу и решительно ответил: «Конечно же, это Моше Рабейну. Его называют отцом всех пророков. Об этом ведь прямым текстом сказано в Писании: “И не было больше в Израиле такого пророка, как Моше” (Дварим 34:10)».
«Верно, — ответил пророк Элияу (а это был именно он), — но если так, почему же Моше не стал петь ту песню, которую евреи пели у моря, еще до того, как египтяне утонули? Ведь пророки должны предсказывать будущее!»
Раби Авраам ответил: «Очевидно, Моше был способен произнести всю эту песню еще до того, как произошло чудо на Тростниковом море. Но наш “верный пастырь” захотел в этом деле объединиться со всем еврейским народом и петь эту песню вместе со своими собратьями. Ведь в тот час они все еще были охвачены страхом и не были столь крепки в своей вере, как он. Он точно знал, что евреи не будут петь вместе с ним от всего сердца до тех пор, пока не увидят падение египтян и то, как их поглощает море!»
Лицо Элияу просияло. Он произнес: «Сын мой, ты дал верный ответ, и об этом написано в Торе: “И увидел Израиль великую руку, что сделал Б-г с Египтом, и поверили в Б-га”. И лишь после этого: “Тогда воспел Моше и сыны Израиля эту песнь”».
Сказав все это, он исчез.
Рав Авраам был в восторге от прихода Элияу. Счастлив тот, кто видел его лицо во сне! Спустя много дней, рав Авраам написал об этом видении в предисловии к своей книге «Биркат Авраам».
Но что пророк Элияу хотел сказать ему этим? Что лидер еврейского народа, даже если он может сам произнести песнь, главным образом стремится возвысить вместе с собой тех, кто прислушивается к его словам и следует по его путям. Он сдерживает свой дух, не давая ему петь, до тех пор, пока остальные не смогут сделать это вместе с ним…
Сыны Израиля находились в чрезвычайной опасности. Они не видели никакого выхода из ситуации, в которой оказались. Египтяне гнались за ними попятам, собираясь вернуть их в подчинение и рабство — к глине и кирпичам. Мечта об избавлении рассеивалась — неужели все предыдущие шаги были напрасными? Но нет. Море чудесным образом разверзлось перед ними, а затем водяные стены содрогнулись и обрушились на египтян. «Коня и всадника низверг в море… и увидел Израиль египтян мертвыми на берегу моря».
Угроза миновала, и страх развеялся. Чудо было потрясающим. Признательность за совершенное добро наполняла сердца евреев. И тогда народ Израиля открыл уста в великой песне. «В новой песне восславили избавленные на берегу моря». «Тогда воспел Моше и сыны Израиля».
Эхо от этого пения раздавалось по всей пустыне. И тогда пророчица Мирьям взяла в руки бубен, и все остальные женщины вышли вместе с ней с танцами и бубнами. Тора, в которой нет ни одного лишнего слова, и каждое выражение четко взвешено и измерено, отводит место тому, чтобы передать нам песнь Мирьям. И это несмотря на то, что в ней, казалось бы, не открывается для нас ничего нового. Ведь эти слова уже приводились в начале песни у моря: «И отозвалась им Мирьям: пойте Б-гу, ибо высоко вознесся, коня и всадника низверг Он в море». Возникает вопрос: что же такого особенного заключено в этой песне Мирьям?
Но дело в том, что особенность находится не в самой песне, а в выборе времени для ее исполнения. Здесь Тора учит нас тому, что человеку не требуется большой мудрости, чтобы петь сразу же после совершения чуда — пока еще впечатление от него свежее, а сердце ликует. Мудрость состоит в том, чтобы не забывать о пении даже после того, как первая песня уже отзвучала. Величие — это способность продемонстрировать, что мы не забыли о чуде и не отошли от него, погрузившись в повседневную рутину.
К чему все это сказано? Нет ни одного человека на Земле, которому не было бы за что благодарить Б-га. Каждый получил Свыше полные пригоршни добра. Вспомни, сколько ты радовался, когда был помолвлен с невестой, сколько — во время свадьбы. Как много радости подарило тебе рождение детей. Как прекрасно было найти новую работу или выздороветь от болезни. У каждого человека в прошлом можно отыскать множество поводов для радости. Каждый проходил на жизненном пути свои остановки. Насколько мы благодарили в такие моменты нашего Творца, как расцветала в нас признательность Ему, а песнь сама собой рвалась из уст наружу!
В отрывке «Душа всего живого» в утренней молитве мы произносим следующее: «Если бы уста наши были полны пением, как море, а язык — ликованием, как множество волн его… Мы все еще так и не сумели бы в достаточной мере отблагодарить Тебя даже за одно из тысячи тысяч благ… которые Ты совершил с нашими предками и с нами». Следовательно, даже за блага и милосердие, которое мы получили давным-давно, все равно нужно благодарить с пением и ликованием. Мы должны обновлять старые впечатления, заново переживать минувшие события и благодарить с восторгом (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.