Темы: Хатам Софер, Дварим, Йешива, Оцарот
«Вот слова, которые произнес Моше перед всем Израилем» (1:1). Наш святой учитель «Ор а-Хаим» объяснял: «Вот слова» — эти, а не другие. Это чтобы ты понял, что за все свои дни не говорил Моше Рабейну ничего, кроме слов Торы и трепета, наставлений и поучений.
Хотам Софер достиг того, чего удостаивались лишь немногие авторитеты в Алахе, — его постановления и поучения были приняты всем народом Израиля, и никто их не оспаривал.
В книге «Хаим ле-Моцаэйэм» упоминается, что автор «Минхат Элазар» связывает причину такого успеха Хотам Софера с историей, произошедшей в ту пору, когда он возглавлял ешиву в Пресбурге.
В ешиве был один ученик, по фамилии Ландсберг, который запоминал каждое слово, слетавшее с уст Хотам Софера. И не только сами слова он запоминал, но даже и выражение лица главы ешивы. Память его настолько окрепла, что он мог повторить перед друзьями любой раздел в точности так, как излагал его Хотам Софер, и даже передать стиль, в котором тот выступал.
Однажды, когда в ешиве начался заново цикл изучения трактатов, Ландберг обратился к друзьям и сказал: «Вы ведь не помните, как наш учитель давал уроки три года назад. Прежде, чем глава ешивы начнет урок, я покажу вам в точности его стиль и даже выражение лица».
Так он и сделал, а его товарищи получили удовольствие и посмеялись. На уроке Хотам Софер заметил, что происходит что-то необычное, и что выражения лиц у присутствующих — не такие, как накануне. Когда он спросил их, в чем дело, никто не хотел выдавать истинную причину. Нашелся лишь один преданный ученик Аарон Давид Дойч, который открыл правду и сказал, что все смеются из-за пародии, сделанной Ландсбергом.
Едва услышав такое, Хотам Софер закрыл Гмару и сказал: «Ландсберг украл у меня урок», а затем вышел из комнаты.
Ученики поняли, что их наставник рассердился. На следующий день он объявил, что все обязаны придти на его ближайший урок, а кто не придет, тому придется покинуть ешиву. В назначенный час Хотам Софер вошел в бейт-мидраш, где ученики ожидали его в страхе и трепете. Но «наставник всей диаспоры» неожиданно произнес перед перед четырьмястами юношами: «Не понимаю, как такое произошло со мной вчера… Я оскорбил моего любимого ученика, одаренного исключительной любовью к Торе. Мне следовало понять, что его побудительным мотивом была любовь к Торе. Я пришел попросить у него прощения и пообещать, что больше так не поступлю…»
Сотни учеников не поверили своим ушам. Хотам Софер просит прощения у того, кто вчера вызвал над ним насмешки?! Разве это он должен просить прощения?! Ведь это мы — Ландсберг с товарищами — должны склониться в смирении и умолять, чтобы нас простили!
Однако после некоторого размышления они поняли, каким трепетом перед Небесами и скромностью обладал их учитель. Сотни уроков по книгам Мусара не оставили бы такой след в их сердцах, как эти несколько слов из уст Хотам Софера. Очевидно, это не оправдывает поступка Ландберга, однако Хотам Софер, исходя из своего глубокого понимания Торы, решил, что пример смирения и учтивости гораздо важнее для учеников (Леханех Бесимха).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.