«Его слушайтесь» (18:15). Гаон рав Ихезкель Абрамский, автор серии книг «Хазон Ихезкель» с комментариями на Тосефту, был одним из последних оставшихся в живых учеников раби Хаима из Бриска и другом его сына. На склоне лет он приехал в страну Израиля и параллельно с завершением своего литературного труда выступал с глубокими уроками в ешиве «Слободка». После урока некоторые ученики собирались вокруг него, чтобы послушать, что он скажет.
Однажды он произнес такие слова: «Я обязан от всего сердца благодарить Творца за то, что Он удостоил меня и открыл мои глаза в святой Торе, дал понять сложнейшие разделы Талмуда. Но я страдаю из-за того, что есть такие разделы в Торе, которыми я не овладел, — например, тайное учение. Однако… — произнес рав со вздохом, — мне не у кого его выучить. Если бы рав из Бриска был жив, я обратился бы к нему, чтобы он обучил меня».
Слышавших его слова охватило удивление: «Рав из Бриска?! Верно, он был гением и похож был на ангела небесных воинств. Но какое это имеет отношение к Каббале?»
Рав Абрамский заметил изумление учеников. Возможно, он даже специально хотел его вызвать. «Думаете, Каббала — это нечто иное, чем Тора? Что-то дополнительное, отличное от нее?» — спросил он. «Знайте же, что все совсем не так. Как раз напротив, это просто новый этаж, более глубокий уровень! Только мудрец Торы, как следует и с полной ясностью овладевший ее глубинами, способен погрузиться и проникнуть в этот дополнительный уровень и понять его правильно».
Мы должны знать следующее. В наши дни понятие «святого духа» сильно опустилось. Каждый гадатель хвалится им, хотя мы знаем, кому в такое время дается пророчество…
«Святой дух» стоит на вершине лестницы раби Пинхаса бен Яира, а первой ступенью является Тора!
И это объясняется в нашей главе: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, такого как я, поставит для тебя Б-г Всесильный твой — его слушайтесь», — сказал Моше Рабейну. Наши мудрецы обратили внимание на выражение «такого как я». Как такое возможно? Ведь одна из основ нашей веры — что не будет другого такого пророка, как Моше. Даже царь Машиах не достигнет его уровня пророчества! Маараль их Праги отвечает на это: «Пророк как я — значит, такой, который учит вас Торе и заповедует соблюдать ее». Святой дух в наши дни — это искра от пророчества, бывшего в древности. Его непременным условием является знание Торы. «Без нее не обретается пророчество». Нужно учить Тору, как Моше, и знать ее, как знал он. Преподавать и мотивировать других, чтобы и они изучали ее. Только истинный князь Торы способен правильно понимать Каббалу и обрести дух святости (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина