«Да сделает так Г-сподь Б-г твой всем народам» (Экев, 7:19)
Чудесная история рассказана в книге «Макор Хаим». Один странствующий еврей оказался в деревне и попросил ночлег у зажиточного еврея, хозяина большого имения. Он был приветливо принят, для него накрыли стол, и хозяин сел с ним за трапезу, подобную царской. Когда подобрело на сердце у хозяина, рассказал он гостю историю.
В городе Цанз рос круглый сирота. Он достиг брачного возраста, но не было у него даже гроша. В то время разразилась в городе эпидемии. А было известно евреям средство: если поженить двух сирот, это пробудит наверху милосердие и заставит замолчать обвинителя. Спросили сироту, согласен ли он взять одну сироту в жены, а свадьба и приданное будут за счет общины. Он согласился, и девушка-сирота тоже согласилась. Они поженились, и эпидемия прекратилась.
В трапезе «шева брахот» (семь благословений) принимал участие раби из Цанза, благословенна память праведника. Сказал он жениху: Я должен дать тебе подарок на твою свадьбу. Но прежде я расскажу тебе историю.
История о двух сиротах, работавших на постоялом дворе. Так как хозяин постоялого двора кормил их и дал им жилье, они решили копить деньги за свою работу. Попросили хозяина хранить их у себя. Чтобы когда деньги понадобятся, дал им. Так они работали несколько лет, но тут хозяин обеднел, и у него не было денег уплатить долг. Простили они его от всей души и пошли искать другую работу. Нашли они отдаленный постоялый двор и стали работать там. Снова стали они собирать деньги у нового хозяина. Однажды они увидели своего прежнего хозяина, просящего милостыню. Рассказал он, что предложили ему прибыльное дело, но для этого ему нужны сто золотых. Сказал сирота девушке: «Хозяин нам должен сто золотых, согласна ли ты дать ему?»
Ответила она: «Я собирала эти деньги, чтобы выйти замуж. Если отдам их, кто возьмет меня в жены без гроша на приданое?»
Пообещал он: «Я женюсь на тебе!»
Согласилась она и дала прежнему хозяину все свои сбережения.
Это дело подняло большой шум на небесах, и праведник раби Элимелех из Лиженска, благословенна память праведника, сказал своим ученикам: давайте, поедем и поженим эту святую пару. Они сели в карету и поехали к тому хозяину постоялого двора.
Когда приехали, сказали хозяину: «Накрой хорошую трапезу!» А праведник обратился к сиротам и сказал: «Почему бы вам не пожениться сегодня?»
Они согласились. Тотчас поставили хупу, а потом сели за свадебную трапезу.
На трапезе сказал праведник: «Я дарю имение на свадьбу молодой пары».
Сказал один из учеников: «А я дарю им мельницу в соседней деревне».
Другой сказал: «А я дарю им тысячу золотых!»
Обратились они к хозяину постоялого двора: «А ты что дашь?»
Отказался он дать им что-либо. Встал один из учеников и сказал: «Если так, я дам им постоялый двор!»…
Трапеза закончилась, и вышли молодые погулять. Они пришли в густой лес, окружавший постоялый двор, и вдруг услышали крики о помощи. Побежал жених и увидел юношу, тонущего в болоте. Бросил он ему свой пояс и вытащил его.
Выяснилось, что это сын хозяина поместья. В тот день праздновали его свадьбу, и в разгар пира вздумалось юноше пойти поохотиться за дичью и принести ее на трапезу. Однако его лошадь провалилась в болота и была затянута в него, и он сам чуть не утонул. Сразу же привели его к хозяину поместья, а там царил страх из-за пропажи жениха. Как умножилось веселье, когда увидели его целым и невредимым. Хозяин был вне себя от радости и подарил сиротам поместье. Его взволнованная жена добавила к этому постоялый двор.
Отец невесты подарил им мельницу, а ее мать добавила тысячу золотых…
Рассказал это раби из Цанза, а после сказал: «И я тоже дарю вам такое-то поместье в подарок».
И вот, — закончил рассказывать хозяин постоялого двора, удостоился я стать хозяином поместья.
Что сделал раби из Цанза? Рассказал о том, что случилось в прошлом, чтобы притянуть спасение в будущее. Мы используем этот принцип, чтобы сблизить избавление и молитву. Перед тем, как излагать новые просьбы, мы вспоминаем прежнее избавление и просим, чтобы и сейчас произошло то же самое.
Рав, автор книги «Диброт Шломо», благословенна память праведника, нашел это в нашей главе: «И скажешь в сердце твоем — многочисленнее народы эти, чем я, как смогу изгнать их. Не страшись их. Вспомни, что сделал Г-сподь Б-г твой фараону и всему Египту… Так сделает Г-сподь Б-г твой всем народам, перед которыми ты страшишься».
Давайте воспользуемся этим принципом. Вспоминание чудес Творца в прошлом откроет ворота спасения в настоящем, и знание, что «превозмогли фараона» милостью Небес, поможет нам «превозмочь и это».
Рассказал праведник, раби Шмуэль из Шиново («Раматаим Цофим»): пришел я к своему учителю и раби, раву Буниму из Пшисхи, благословенна память праведника, и умолял его о спасении. Сказал он мне: «В слихот (молитвах о прощении) мы просим — Тот, кто ответил праотцу нашему Аврааму на горе Мория, Он ответит нам, Тот, кто ответил отцам нашим на море Суф, Он ответит нам, и до Того, кто отвечал праведникам и хасидам, цельным и праведным, Он ответит нам. А у меня есть добавление: Тот, кто отвечал мне самому в прошлом, Он ответит мне и сейчас».
Воспоминание милости к нам (а тот, кто лишь подумает, вспомнит бесчисленные случаи чудесного спасения) — это проверенное средство притянуть бесконечные, новые спасения. (Мааян ашавуа)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.