Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Школа, Ита Минкина
Прошу вашего совета. Мои дети учатся в светских школах и саду. Я хочу, чтобы в Рош аШана и в Йом-Кипур они не ходили в школу/сад. Сегодня обсуждаем со старшим сыном: если я говорю, что дети не приходят из-за насморка и т. д., то я вру — а это не есть хорошо, особенно, в ситуации с праздниками.
В школе я сказала «по религиозным соображениям» в прошлом году, и было много негатива. И мой сын говорит: если мы никуда не идем и сидим дома и не справляем, то, может, не надо выходного? N.
Дорогая N.,
Если такое объяснение, как «насморк» и т. п., будет принято в школе благосклонно, то надо именно им и воспользоваться — и десятого сентября, и в Йом-Кипур. А если мальчики возразят, что это ведь неправда, то можно ответить им: правда — это то, что хочет Б-г. Например, Б-г, конечно, не хотел бы, чтобы кто-то «резал правду-матку» в глаза ближнему, оскорбляя этого ближнего... (С «правдой» есть разные ситуации, и каждую важно хорошо обдумывать).
На уроке по книге «Месилат Йешарим» рабанит Хава Куперман сказала, что в нашем мире (после разрушения Храма) стремятся не к абсолютной Правде, а к Прямоте («йошер»). Слово «йашар» («прямо») можно перевести и как «правильно», «хорошо», «полезно». И это правильно, хорошо и полезно, чтобы еврейские мальчики в еврейские праздники были дома, а не в школе, где ничего полезного для души в эти дни не получат. Даже если вы дома не справляете, а только съедите ужин с яблоками и медом.
Во время войны президент Всемирного еврейского конгресса (World Jewish Congress) отказался оплатить из кассы фонда изготовление фальшивых паспортов для евреев Венгрии, аргументируя это тем, что использование таких паспортов является обманом, а «ни он, ни его супруга никогда не сказали ни одного лживого слова и не собираются этого делать». Как видите, не всегда «правда» — это Правда… Не всегда то, что правдиво, это хорошо и правильно — «йашар»...
Желаю Вам и детям хорошего сладкого года, здоровья, благополучия, сил и всех благословений.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?