Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Молитва и благословения, Ита Минкин, Ита Минкина, Младшие школьники
Шалом.
Мои дети не хотят молиться дома, в том числе произносить благословения после еды. Раньше я их уговаривала всеми способами, а сейчас перестала — и всё: никто и не вспоминает помолиться. Иногда — очень редко.
Я, естественно, очень хвалю. Но обычно они говорят, что, конечно, помолятся, но потом. Потом играют, и всё — уже поздно… Дети от 6 до 9.
С уважением, N.
Уважаемая N.,
Пожалуй, самый лучший способ приучить детей произносить благословения — не уговаривать и не сердиться, когда они забывают. И даже больше: когда они забывают — делать вид, что Вы ничего не заметили, что все в порядке. Но перед тем или во время того, как Вы подаете еду, произносить благословение как бы между прочим, ни к кому конкретно не обращаясь.
И после еды — то же самое: когда они закончили, произнести только начало благословения («Борэ нэфашот» — «…Сотворивший множество живых существ и всё, в чём они нуждаются»). Детям, которые продолжили, Вы с улыбкой отвечаете «Амен», но не хвалите особенно. Как бы давая понять, что произносить благословение — это дело обычное, само собой разумеющееся.
Из Биркат а-Мазон детям этого возраста (старшему из них) достаточно произносить только первую часть ( до «а-зан эт а-коль» — «Который питает всех»). После этого ответьте им «Амен» с чувством, и на этом — всё.
Детей шести-семи лет (и младше, конечно), если Вы знаете, что они не любят говорить даже это (правда, детям сложно говорить так много), научите произносить: ТОДА ЛЭ-АШЕМ А-ТОВ АЛЬ А-ОХЕЛЬ ТАИМ ЛА-РОВ! («Спасибо Всевышнему Милостивому за вкусную еду в изобилии» — вместо Биркат а-Мазон после трапезы с хлебом, вместо «Аль а-михья» — «за пропитание» после того, как ели выпечку, вместо «Борэ нефашот» — после того, как ели мясо, яйца, молочные продукты).
Этого достаточно, говорю Вам с полной ответственностью. И даже ребенку девяти лет можно позволить произносить только эту короткую благодарность. Обычно дети это любят, можно научить их произносить хором.
Если Вы показываете, что довольны, и говорите что Ашем рад их благодарности (но скажите коротко, не пускаясь в лекции), то у них постепенно проснется желание произносить первую часть Биркат а-Мазон, или хотя бы будет для этого терпение. Если Вы видите, что они отлынивают, не хотят говорить вообще, смотрите на это сквозь пальцы. Это — единственный способ не вызвать у них антагонизма, неприятия и упрямства.
Этот способ придуман не мной, а мамами из тех семей, которые уже много поколений воспитывают богобоязненных евреев. Звучит парадоксально, правда? Но всё именно так… и с этим ничего не поделаешь…
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?