Темы: Воспитание детей, Дети, Внимание к ребенку, Ита Минкин, Младшие школьники, Отношения со сверстниками
Шалом, Рабби. Я желаю Вам хорошего нового года и хорошей записки. Мне очень нравится Ваш сайт и мудрые советы, которые Вы даёте. Может быть, Вы бы смогли мне подсказать, как поступить в этой ситуации. Моя девочка начала ходить в еврейскую школу. Она очень добрая девочка, и ей нужно много внимания. И друзья для неё тоже очень важны. Мне кажется, она пытается получить много внимания в школе, но девочки (конечно) не могут с ней играть так много, как хочет Дебора. Кроме того, там есть девочка, которая Дебору дразнит, а Дебочка очень обижается и не знает, как ответить. Ещё там есть класс мальчиков, и мальчики хотят с ней дружить (Дебора очень красивая), но Дебора хочет играть только с девочками. Сегодня она хотела принести в класс фотоаппарат, только чтобы привлечь к себе больше внимания девочек. (Учительница не разрешила, говорит, что девочки отвлекаются). Как я могу ей помочь? Большое спасибо Вам, Н.
Уважаемая Н.!
Вы пишете: «девочки (конечно) не могут с ней играть так много, как хочет Дебора». Возможно, Ваша девочка — старшая или единственная дочь в семье и привыкла получать дома много внимания. И дело не в том, что девочки не «могут играть с ней так много». Они не могут постоянно держать её в фокусе своего внимания, как она привыкла дома. Тем сложнее ей привыкнуть к ситуации, когда кто-то отталкивает (дразнит) и не принимает её, для неё это — ужасно… Дома её никто не отталкивает…
Очень важно поговорить с дочкой. Во-первых, подготовить её к ситуации, что есть дети, которые не захотят с ней играть или дружить. Такое может случиться, к сожалению. Это не значит, что она — не хорошая девочка или что-то у неё не так. Это может быть оттого, что у другой девочки плохое настроение, она злится на кого-то или у неё что-то болит\потерялся новый пенал. и т.п. У всех людей, у детей, в том числе, могут оказаться обстоятельства, из-за которых они, к сожалению, не всегда дружелюбно и мило настроены… (Вспомните какой-то случай, когда у дочки что-то болело, и спросите: если бы к тебе пришла в гости подружка и предложила кувыркаться на ковре?..) Дебора должна привыкнуть к этой мысли, иначе любое проявление недоброжелательности или отсутствие интереса со стороны окружения будет для нее очень болезненно… Стоит возвращаться к этой теме (но не в тот момент, когда она в слезах) в спокойной обстановке, чтобы сделать ей заранее «прививку».
Когда она привыкнет к мысли, что причина недоброжелательности другой девочки не в ней, Деборе, с ней всё в порядке (и она остаётся хорошей и милой, независимо от того, как к ней относится подруга), а недоброжелательство это проблема\недостаток другой девочки, так вот, когда она поймет это, то сможет и «обороняться».
«Дебочка очень обижается и не знает, как ответить». Как ответить? Есть несколько способов, обсудите с дочкой и выберите приемлемый (или придумайте свой). Можно превратить дразнение в шутку. Например, «Ты толстая!» — «Конечно, зато мне мягко падать!». «У тебя красный нос!» — «Конечно, я готовлюсь к Пуриму!». Второй способ: ответить с независимым видом: «Ну и что?», пожать плечами и заняться другим делом. Можно ничего не говорить, бросить насмешливый взгляд, отвернуться. Главное — показать «обидчику», что его слова абсолютно «не трогают», и даже жалко его в какой-то мере…
Может, у той девочки, которая дразнит, нет близких подруг и «дразнение» — это её способ обратить на себя внимание? Или так она надеется завоевать себе подруг? Ну, так она очень бедная и несчастная девочка, и не умеет по-настоящему дружить…
Разыграйте с Деборой дома маленькие сценки (сначала можно между Вами и еще кем-то, а Дебора пусть наблюдает): кто-то говорит Вам что-то обидное, дразнит, а Вы реагируете тем «приемом», которому решили научить дочку. А потом и с ней проиграйте это несколько раз. В приятной, спокойной, чуть сатиричной (чтобы не превращать в трагедию) атмосфере. И даже если в школе она по-прежнему не найдётся, что ответить, не беда, постепенно привыкнет и начнёт отвечать. Главное, это уже не будет для неё так болезненно, поскольку она это проиграла, разыграла — дома.
Кроме того, стоит поощрить Дебору выбрать себе одну-двух подруг и развить с ними более тесный контакт, тогда у неё отпадёт надобность завоёвывать привязанность ВСЕГО класса. А фотоаппарат, и правда, не стоит приносить в школу, и вообще любые предметы, которые другие дети не приносят. Поговорите с Деборой о том, что подруги должны научиться дружить С НЕЙ, а не с теми ВЕЩАМИ, которые она приносит.
Как они научатся с ней дружить? Если она добрая девочка, то и не придётся ей много объяснять. Если она видит, что кому-то нужна помощь, предложить её. Если другая девочка забыла линейку или цветные карандаши, предложить ей свои. Пожелать удачи на экзамене или проверочной работе той девочке, с которой сидит рядом за партой. Если кто-то грустный, проявить к нему участие. Предложить совместную игру. Выслушать того, кто что-то рассказывает и хочет, чтобы его послушали. Приглашать к себе домой, в гости и т.д. Этим не ограничивается общение, но с этого у девочек в начальной школе начинается контакт.
Хорошего, сладкого Вашей семье года и много радости вам и дочке — в семье и в школе.
С уважением, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина