Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Конфликт между воспитателями, Дети от первого брака
Здравствуйте. Я второй раз замужем. У меня есть две девочки, которых мой второй муж воспитывает. И еще я жду ребенка. У нас полноценная семья, и мы все очень любим друг друга. Воспитание детей для нас — это главное. Сейчас это особенно тяжело делать потому, что есть еще у них и родной папа и его мама, которые, мягко говоря, люди не религиозные. Как поступать, когда все кругом говорят, что лишать детей встреч с родным отцом нельзя (и бабушкой), а мои дети, к примеру, не смотрят телевизор, не ругаются, получают определенные знания (религиозные) и, конечно, я стараюсь от различных соблазнов их отгородить. Находясь в гостях у родственников, они смотрят, слушают и иногда даже вникают в то, что им там навязывается. Это действительно довольно большая проблема для меня. Когда мой муж говорит, что надо быть осторожнее и вести себя вот так и так, другая сторона отвечает: ничего подобного, живем один раз на всю катушку.
Уважаемая Н.,
Очень непросто и нелегко быть в Вашей ситуации, когда детей тянут в противоположном направлении.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Несмотря на то, что все Вам советуют не прекращать свидания детей с отцом и бабушкой, я вынуждена сказать, что мы подвергаем детей чересчур большому риску с духовной точки зрения. И поэтому если есть какая-то возможность прекратить эти свидания, то желательно ею воспользоваться, если отец ни в чем не хочет идти навстречу. Если же свидания должны продолжаться, то надо попробовать поставить условие: дети не едят некошерное и не ходят в места, посещение которых полностью противоречит духу иудаизма, типа бассейна для совместного плавания, кинотеатров и т.д. И попробовать настаивать на соблюдении этих условий, так как даже суд (если Ваш бывший муж туда обратится) примет во внимание: нельзя разрывать детей на части с психологической точки зрения.
Если же нет никакой возможности прекратить эти свидания, то необходимо принять визиты детей к отцу как данность.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Поэтому мне кажется, что всякие попытки бороться с «антирелигиозным» влиянием родственников могут привести только к обострению ситуации. Очень важно, чтобы у детей было желание подражать родителям, а это обычно бывает в любящей и тёплой семье, такой, какой Вы описываете вашу. Поэтому если даже дети увидят или услышат вещи, которые им не подходят, можно им сказать, что, к сожалению, наши родственники не учились тому, как себя ведут религиозные евреи, и популярно объяснить термин тинокот ше-нишбу (люди, которые с детства воспитывались вне еврейской Традиции). А поэтому мы им сочувствуем, но не подражаем. Если же дети вернутся домой с чувством вины из-за того, что нарушили что-нибудь у отца и у бабушки, не надо их ругать. Наоборот, следует проявить эмпатию и сочувствие и сказать, что вы понимаете, как непросто удержаться от такого соблазна. Но вы уверены, что с Б-жьей помощью они будут очень стараться.
Если Вы не ведёте борьбу с бывшим мужем и его мамой и не ругаете детей, то вряд ли влияние отца и бабушки на детей может быть длительным и существенным. Дети предпочтут то, к чему их с любовью приучают в своей семье.
Желаю всего наилучшего и помощи с Небес.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?