Темы: Гиперактивность, Риталин, Воспитание детей, Детский сад, Дошкольники
Здравствуйте. Моей дочке недавно исполнилось 4 года, она сейчас учится в группе для четырехлетних. Со мной разговаривала ее воспитательница, и она считает, что у девочки дефицит внимания (со слов воспитательницы: она не может спокойно сидеть и слушать то, что рассказывает воспитательница, постоянно крутится, приходит в садик просто поиграть, из заданий делает только то, что ей нравится, постоянно прыгает, носится, все хиханьки-хаханьки).
Теперь в чем проблема. Воспитательница говорит, что она не усваивает материал и не знает того, что должна бы знать в группе для четырехлетних. Перевести ее в ган сафа (языковой садик) воспитательница не может: у дочки нет проблем с языком, моторикой и общением — она общительная.
Воспитательница говорит, что девочка очень умная, но из-за того, что у нее дефицит внимания и она не слушает и ведет себя как маленькая, если она не освоит в садике программу, то ее, скорее всего, отправят в «коррекционный класс», а это будет очень жалко, т.к. девочка очень умная.
Оставлять на второй год в ган хова (подготовительной группе) нет возможности, воспитательница говорит, что Министерство образования это больше не разрешает делать. Теперь воспитательница предлагает, чтобы в следующем году (в подготовительной группе) с ней дополнительно занимались (в частном порядке). Кроме того, воспитательница считает, что со следующего года надо начать давать риталин.
Я не совсем понимаю: разве можно давать риталин ребенку четырех лет? (Только в середине подготовительной группы ей исполнится 5).
Также воспитательница говорит, чтобы мы дома с ней занимались. Я стараюсь по возможности, но я работаю, а она до четырех в садике, и в 7 она уже идет спать. У нее есть кружки, а у меня - есть также другие в том числе и маленькие дети, которыми я также должна заниматься, так что остается совсем мало времени на какие-то специальные занятия с ней.
Я стараюсь с ней сесть позаниматься, но это не всегда получается, обычно только в субботу. А так как это не систематически, то получается, что каждый раз — как сначала.
Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести, что стоит делать с девочкой? Я не уверена, что хочу с такого раннего возраста сажать ребенка на риталин. Старший мальчик еще более гиперактивный, чем она, и с ним было очень тяжело, но вот сейчас ему 5.5 и он уже стал сам намного лучше, программу хедера (подготовительная группа) он очень хорошо знает, всё, что ребе рассказывает, он пересказывает отлично.
Как мне себя вести как маме? И что я могу сделать со своей стороны, чтобы это было лучше для девочки? N.
Здравствуйте, уважаемая N.
Вы задаёте очень важный вопрос о проблеме, с которой сталкиваются многие родители.
И, когда прочитала его, у меня возникли другие вопросы, над которыми хотелось бы задуматься.
Действительно, это сейчас очень распространено, к сожалению: всех чуть более активных детей относить к гиперактивным, таким, которые не в состоянии сидеть, концентрироваться, которым необходима помощь. А кто сказал, что невозможно контролировать и без таблеток ребёнок не справится?
Что — дома она тоже всё время скачет? Не бывает такого, чтобы она заинтересовалась книжкой или игрой на какое-то более длительное время? Тем более, что у Вас есть уже пример перед глазами — Ваш старший сын, который несмотря на подвижность и «гиперактивность» замечательно учится.
Второй вопрос:
Ещё одна практика, которая принята в нашем обществе: родителей сажают на «скамью подсудимых» за любое «неправильное» поведение ребёнка. Конечно, они виноваты во всём! Как правило, обвинение стандартное: мама не уделяет достаточно внимания.
Только, между нами, какая связь между тем, что девочка крутится и прыгает в садике, и недостатком маминого внимания?
Третий вопрос:
Откуда воспитательница знает, что девочка очень умная, если всё, что она делает в садике, — это хиханьки и хаханьки? Значит, в чём-то она всё-таки проявила себя, раз воспитательница сделала такой вывод?
А если девочка умная, то как может быть, что она не освоит программу садика? (Да и какая уж там программа?..) За несколько занятий частным образом умные дети осваивают программу, которую учат в школе полгода.
Все эти вопросы я задала Вам только для того, чтобы Вы задумались, но не для того, чтобы начали воевать с воспитательницей. Она делает свою работу как может, и то, что она говорит Вам, — это её искренняя забота о Вас и Вашей девочке. Она действительно хочет помочь.
Теперь о Вашем конкретном вопросе — что делать.
О риталине в своё время я спрашивала — профессора нейролога из больницы Адасса. И получила ответ, что до 5.5-6 лет ребенку риталин обычно не дают, только в исключительных случаях.
В любом случае это можно делать только по направлению нейролога или психиатра (то есть, не по совету воспитательницы или даже не семейного врача).
И эти специалисты назначают риталин только после соответствующего тестирования (для таких маленьких детей это специальный тест, не на компьютере, как для взрослых, а через личную встречу с детским психологом) и под пристальным наблюдением врача — нейролога или психиатра.
Возможно, Ваши ответы на вопросы, которые задаю выше, помогут Вам взглянуть по-другому на поведение Вашего ребёнка и проблема решится со временем.
К сожалению, невозможно в рамках письменного ответа объяснить, как Вы можете изменить ВАШЕ поведение, чтобы что-то изменилось прямо сейчас, поэтому рекомендую обратиться к семейному консультанту лично.
С уважением, Лея Хмельницкая
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина