Темы: Ципора Харитан, Помощь, Братья и сестры, Взрослые дети, Воспитание самостоятельности, Зависимости
Здравствуйте, мне 21 год, и несколько месяцев назад я начал неплохо зарабатывать в интернете. Мой старший брат, 25 лет, увидел это и тоже захотел этим заниматься, но проблема в том, что он в этом не разбирается и мне приходится учить его и подталкивать во всем. Иногда у нас на этой почве даже есть ссоры, я хочу ему помочь, но такое ощущение, что мое желание помочь ему — сильнее, чем его желание учиться.
Как мне быть? Стоит ли мне его и дальше подталкивать? Потому что я чувствую вину, когда не помогаю ему, но в то же время меня очень бесит то, что он сам не особо хочет этого на деле, а только на словах.
Я скоро планирую уехать в другой город, поближе к своей команде, но очень переживаю за брата, потому что он ничего не делает, чтобы изменить свою жизнь. Хотя постоянно жалуется, что хотел бы, чтобы всё было по-другому. И плюс ко всему он курит марихуану, я переживаю за него, чтобы он окончательно не впал в депрессию и не опустил руки.
Подскажите, как мне быть, я не знаю кто прав, кто виноват. С уважением! N.
Уважаемый N.,
Правых и виноватых тут нет. Но есть неотменимое правило: нельзя дать тому, кто не хочет брать.
Вы можете предлагать помощь и стараться помочь, когда Вас об этом просят. Но если человек сам не заинтересован, то на мотивации другого далеко не уедешь.
В Торе сказано: когда человек видит, что осел ближнего упал под тяжестью груза, нельзя пройти мимо, необходимо помочь хозяину разгрузить осла и поднять его (Дварим 22:4).
Но всё это — только в том случае, когда владелец осла сам старается помочь разгрузить и поднять животное. Если же хозяин отошел в сторонку, сел загорать и говорит себе: «Ну, нашелся помощник, работает — вот пусть и работает дальше», то человек освобожден от обязанности помощи и может уйти.
То есть, Тора говорит нам, что человек может и должен помогать, только когда сам «объект помощи» проявляет инициативу.
Поэтому вряд ли Ваша помощь брату сможет его продвинуть, если только он сам не возьмет себя в руки.
Что касается марихуаны: опять-таки, Вы не можете сделать так, чтобы он прекратил курить. Но, конечно же, Вы можете молиться за него и просить Всевышнего помочь брату преодолеть свои слабости. И можете быть рядом (не обязательно физически), чтобы поддержать и помочь — когда брат этого захочет.
Но чересчур много людей ждут от других, чтобы те «захотели за них». А так невозможно. И боюсь, что, судя по Вашему описанию, брат пока относится как раз к этой категории людей.
Поэтому перестаньте мучить себя угрызениями совести. К сожалению, не всё, что мы хотим, в наших руках — особенно, когда это касается жизни других.
С уважением и пожеланием устроить свою жизнь и увидеть, как брат начинает контролировать свою, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.