Темы: Воспитание детей, Ита Минкина, Подростковый период, Самооценка
Здравствуйте, я прочитала ответ Иты Минкиной маме маленькой девочки, которая себя бьет. И ужаснулась, потому что моей девочке 11 и она тоже так делает. Но не когда мы «запрещаем» или «отбираем», а когда у нее что-то не получается.
В этом году она показала все чудеса перфекционизма, сидела на диете, сгоняла калории на велотренажере, делала планку каждый день, выполняла учебную программу на отлично (если что-то не получалось, била себя по голове).
Потом, когда получила в году одну четверку (все остальные пятерки), случился нервный срыв, до сих пор лечимся таблетками. Сейчас она, правда, не на диете и ничего обязательного не делает, так что вроде и не за что себя бить.
Но я задумалась, откуда это пошло. Кроме перфекционистского настроения, которое могло пойти от меня и бабушки, были ведь и случаи, когда я ее шлепала (несколько раз в 2 годика, очень была своенравная). А еще папа любил деток шлепать по попе — просто так, выражая этим свою ласку! Невозможно было его убедить, объяснить.
Оставил это, только когда девочка заболела и стала его буквально бояться, теперь у них налаживаются отношения вполне неплохо (в остальном, отношения теплые). Я опасаюсь, что, когда начнется учеба, опять начнется это самоизбиение. Мой вопрос: можно ли как-то исправить те шлепки, что были в прошлом? Сейчас, конечно, мы просто пылинки с нее сдуваем, огромная нежность и внимательность. Большое спасибо. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос. Это вопрос о девочке-перфекционистке, и нам, родителям, важно знать, что перфекционисту жить очень и очень трудно. Настолько трудно, что это часто приводит к нервному истощению. Мы, родители, часто неосознанно, а иногда и осознанно «зажигаем» и воспитываем в детях перфекционизм.
То, что напишу ниже, не относится к Вам лично, мы ведь незнакомы, это только для того, чтобы понять картину в целом. Итак, формирование перфекционизма у ребенка возможно по нескольким причинам:
Вы замечательные родители, это совершенно ясно из письма, и делаете всё возможное для своей девочки. В нашем мире, где только успех, который можно взвесить, сравнить и показать, делает человека достойным, мы, родители, должны прилагать усилия, чтобы уберечь детей от излишнего перфекционизма...
Мир, в котором живут современные девочки, и медиа заставили их поверить, что только один-единственный тип женщины имеет право называться привлекательным и достоин благосклонности окружающих... Современным детям, особенно девочкам, взрослеть не так легко...
Теперь к делу. Вы спрашиваете, как ей помочь. Чтобы иметь право ответить на этот вопрос, необходимо личное знакомство, но постараюсь, насколько возможно, насколько смогу, ответить на основании Вашего письма:
Во-первых, во-вторых и в-третьих, вы должны, простите, вы обязаны, если вам дорого здоровье вашей девочки, в чем нет сомнений, дать ей понять на словах и на личном примере: она имеет право на ошибку. Она имеет право быть несовершенной! Это должно быть одним из самых главных направлений вашего воспитания.
ОНА ИМЕЕТ ПРАВО НА ОШИБКУ.
ОНА ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ НЕСОВЕРШЕННОЙ.
ЭТО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ — ВЫ ПО-ПРЕЖНЕМУ БУДЕТЕ ЕЕ ЛЮБИТЬ.
Ее самооценка должна базироваться на том, что она имеет право на любовь, привязанность, уважение, ласку по самому факту своего существования, что она не должна это доказывать...
Конечно, родители должны ограничивать ребенка, создавать для него рамки допустимого и разумного, и это не противоречит тому, что, если она совершила ошибку, она «выбывает из контекста». Как этому учить?
Возможно, кому-то покажется, что это взгляд слишком приземленный, лишенный высот и стремлений... Это их право — так думать. А высокое стремление умных родителей, чей ребенок демонстрирует слишком сильные признаки перфекционизма, — дать ребенку понять, что она — молодец, хорошая и нормальная, когда живет и ведет себя как обычный ребенок — с четверками, с ошибками, свойственными возрасту, с промахами и проколами. Так вы вырастите психологически и эмоционально здорового человека, а это важнее показных достижений...
Кроме того, стоит проконсультироваться у детского психолога.
Есть хорошие книги, они, хоть и написаны для взрослых, могут помочь в этой сфере воспитания и будут полезны не только детям, но и родителям:
С уважением и пожеланием здоровья и благополучия, Ита Минкина
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Берл Набутовский
Смысл подсчёта — установление родословной?
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Шломо Гольдман,
из цикла «К субботнему столу»
Рав Бенцион Зильбер
У Левитов своя арифметика?