Темы: Многоженство, Ципора Харитан, Ревность, Муж и Жена, Общение супругов
Здравствуйте, уважаемые! Я глубоко уверена, что благословенный Богом брак — это один мужчина — одна женщина, как и создал вначале Творец. Но почему тогда в древние времена царя Давида, Соломона и т.д. было дозволено многоженство? У нас с мужем в целом хороший брак, но иногда он шутит в таком роде: «А я бы не против — как Соломон, хотя бы несколько, ведь тогда это было нормально, почему же нельзя сейчас?» Мне неприятно это слышать. Пожалуйста, дайте мудрое объяснение. Благодарю. N.
Уважаемая N.,
Вы абсолютно правы, идеальное состояние, созданное Б-гом, это — один мужчина и одна женщина, которые должны дополнить друг друга, став единым целым. Но были и различные обстоятельства, которые привели к тому, что Тора позволила многоженство, например: бездетность (мы видим, как это было с нашими праотцами); немолодой возраст жены — у нее больше не будет детей, а мужчина все еще может увеличить свою семью. В случае с царем Соломоном — политические браки, с помощью которых он хотел расширить влияние монотеизма в мире, передав эту идею через жен — дочерей различных царей. Но, как известно, в этом случае его поступок осуждается, так как в конце концов жены повлияли на него, а не наоборот. Нужно понять, что люди жили в совершенно иных условиях, чем мы сегодня. Например, нужны были рабочие руки, чтобы обрабатывать землю, дети, которые могли бы помогать родителям и кормить их в старости. Чем больше была семья, тем большими силой и влиянием она обладала. И многоженство было средством увеличить семью. Но уже в Танахе вторая жена названа «цара», либо от слова «цаар» — «страдание», либо от слова «цар» — «узкий», т.е. «отнимающий жизненное пространство». Т.е. уже тогда было понятно, что многоженство имеет много отрицательных сторон. А со временем пользы стало меньше, а вреда больше. И поэтому его запретили совершенно.
Но хочу добавить одну вещь. В те времена мужчина был обязан содержать всех жен, ни в чем не урезая их права. Поэтому количество жен зависело от статуса человека, т.е. от того, может ли он материально и физически обеспечить нужды всех своих жен. Если нет — брать другую жену запрещалось. Что касается нашего времени, то, к сожалению, в очень многих случаях узаконенное многоженство сменилось неузаконенным развратом, когда мужчина не принимает на себя абсолютно никаких обязательств в отношении женщины, которая перестала его физически притягивать. Так что не все уж так плохо было в системе многоженства, и я надеюсь, что со стороны Вашего мужа это только шутки. Советую напевать ему песенку «Если б я был султан» из «Кавказской пленницы». Песенка очень милая и по сегодняшний день.
Желаю Вам много радости и счастья с Вашим единственным мужем и чтобы Вы для него всегда были единственной женщиной.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.