Темы: Муж и Жена, Взаимопонимание, Виктория Фридман, Общение супругов
Шалом. Муж, не желая того, обидел свою жену. Но при этом, видя, что она расстроилась, и он из-за этого расстроился прямо до слез. Может ли в данном случае жена видеть слезы мужа? Или мужу ни в какой ситуации при жене нельзя показывать свои слезы? Тода раба. Н.
Уважаемый Н.!
Из Вашего вопроса видно, что Вы — любящий и чувствующий свою жену муж. Честно говоря, прочтя Ваше письмо, я растерялась. Мне никогда не приходилось слышать о галахических запретах на слезы в чьем-либо присутствии. Насколько я понимаю, таких запретов нет. Так о чем же вопрос?
Потом я подумала, что, говоря «нельзя показывать свои слезы», Вы, может быть, имели в виду — не стоит, не подобает. Тогда Ваш вопрос приобретает другой смысл: должен ли муж всегда представать перед женой неким сверхчеловеком?
Поскольку никто из нас сверхчеловеком не является, получается, что нечто такое — железное и непоколебимое — муж должен изображать. Так вот, я уверена, что не должен. Я уверена, что каждый из нас: и мужчины, и женщины, и дети — должны по мере сил преодолевать свою растерянность, слабости, раздражение, усталость, беспомощность, взрывы негативных эмоций и всякое такое. И при этом оставаться самими собой, потому что без этого никакая близость между людьми невозможна.
Ну подумайте сами: муж обидел жену. Это уже проявление слабости. Человек внутренне сильный сумел бы такого избежать. А тут — чего-то не понял, или не предусмотрел, или не сдержался. Так чего уж изображать совершенную неуязвимость? И стыдиться слез? Вместо этого стоит помириться и попросить прощения.
А вот чего точно нельзя делать — создавать такие ситуации постоянно. Чтобы не превратиться в обидчика и плаксу в одном лице.
С уважением, Виктория Фридман
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.