Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Кто должен строить быт в еврейском доме — муж или жена?

Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Быт семьи, Мирьям Климовская, Самосовершенствование в браке

Шалом! Кто должен строить быт в еврейском доме: муж или жена? Кто должен решать, где поставить диван, а где сложить посуду? Кажется, что это глупость, но быт — это 90% общения мужа и жены. Эти глупости — основная проблема моей семьи. И еще вопрос: неужели для сохранения видимости семьи нужно, чтобы женщина полностью отказалась от себя как от личности? N.

Отложить Отложено
Отвечает Мирьям Климовская

Шалом, уважаемая N.!

Вопросы быта не всегда можно назвать «глупостями» или «мелочами». Многие люди (даже мужчины!) рисовали себе до брака определённый образ дома, и теперь им очень важно, чтобы эти мечты стали реальностью. У кого-то, возможно, есть отрицательные воспоминания детства и естественное нежелание видеть что-либо подобное в своем доме. Не все даже осознают, что вызывает в них те или иные эмоции, и нет необходимости копаться в глубинах подсознания. Если ваши отношения в основном построены на взаимном доверии и понимании, вам будет легко в откровенном разговоре прийти к компромиссу в вопросах, являющихся действительно второстепенными по отношению к основной цели, которую ставит перед собой брак. Но, возможно, «бытовые» споры указывают на более глубокие проблемы, которые мы попробуем проанализировать.

В еврейской семье роли мужа и жены четко определены. Муж — «министр иностранных дел», большую часть времени он находится вне дома, вступает в контакт с разными людьми, зарабатывает на содержание семьи и т.п. Жена — «министр внутренних дел», её задача превратить место обитания семьи в настоящий дом, и, самое главное — заложить основы для будущего поколения. Когда оба супруга помнят о своих ролях, это помогает им решать множество проблем, а точнее, не создавать их. Конечно, во всех важных вопросах, касающихся семьи, нужно советоваться друг с другом. Каждый из супругов должен чувствовать, что его мнение важно для другого. Это одно из проявлений взаимного уважения — основы шлом байт, настоящего мира в семье, а не просто «отсутствия войны». Если же один из супругов всегда старается настоять на своем даже в мелочах, возможно, он чувствует себя недостаточно значимым в глазах другого. Проявляя уважение во всех ситуациях, и, особенно, уступая в спорных вопросах, второй супруг может вернуть ему утраченное достоинство, и конфликты, надо надеяться, пойдут на спад или прекратятся вовсе.

Среднестатистическая жена находится в доме больше мужа, это ее «рабочее место», и ей должно быть в нем удобно и приятно. Следовательно, выбор обстановки желательно предоставить ей. Разумеется, если обстановка важна и для мужа, умная жена обязательно посоветуется с ним и учтет его пожелания, проявив тем самым уважение и признав его роль как главы семьи. Бывает и наоборот: есть мужчины, которые не любят, когда их «дергают по мелочам». В этом случае мудрая жена проявит уважение, взяв управление домом в свои руки. В каждой семье соотношение потребностей обоих супругов индивидуально, поэтому трудно дать универсальный совет.

Что касается вопроса о том, должна ли женщина для сохранения «видимости семьи» отказаться от своей личности, хотелось бы сначала уточнить несколько моментов. Прежде всего — чем отличается «видимость семьи» от «семьи». В настоящей семье каждый из супругов в какой-то мере отказывается от тех проявлений своей личности, которые могут помешать построению крепкого еврейского дома. Человек подобен алмазу, и для того, чтобы его отшлифовать и превратить в сверкающий бриллиант, необходимо его постоянное соприкосновение с другими алмазами. Понятно, что самое интенсивное трение происходит между самыми близкими людьми: родителями и детьми, братьями и сёстрами, ближайшими друзьями и больше всего между супругами.

Тора отводит мужу главенствующую роль в семье. Когда жизнь семьи правильно налажена, каждый вопрос решается тем из супругов, в чьём ведении он находится. В случае конфликта жене предписывается согласиться с мужем, даже если это нелегко. Если вопрос касается правильного исполнения еврейских законов, рекомендуется обратиться к раву, так же, как в любом вопросе, требующем определенных знаний, обращаются к специалисту. Принять мнение специалиста, обладающего авторитетом (а слушаясь мужа, жена принимает авторитет Торы), не означает отказаться от собственной личности. Наоборот, это очищает и возвышает личность, позволяя выработать самоконтроль и преодолеть эгоизм.

Совсем по-другому обстоит дело с «видимостью семьи», когда два отдельных человека существуют параллельно, без внутренней связи, и каждый из них ревниво охраняет свое Эго от кажущихся или реальных посягательств со стороны другого. Понятно, что такое сосуществование ущербно с точки зрения Торы и здравого смысла, и стоит приложить все усилия, чтобы превратить «видимость семьи» в настоящую семью.

Необходимо помнить, что в настоящей семье ни один из супругов не перетягивает одеяло на себя, а напротив, заботится о том, чтобы другой был теплее укрыт. Даже если 90% нашего общения занимают вопросы быта, это время может быть наполнено проявлениями трогательной заботы друг о друге, а не мелкими стычками и крупными сражениями. Добровольно уступая вкусам и интересам другого, мы ощущаем неповторимую сладость дарения. Способность давать — привилегия сильной стороны, ведь даёт тот, у кого есть, что дать. И наоборот, стремление одержать верх, всегда и во всем быть первым, свидетельствует о внутренней нищете, о желании самоутвердиться даже за счет близкого человека. В такой войне нет победителей, ведь результат ее — «видимость семьи», а то и совершенно разрушенная семья. Обоим супругам стоит знать, что отказ от инфантильного стремления к первенству ради более высокой цели формирует настоящую Личность.

Искренне надеюсь, что Вы, с Б-жьей помощью, преодолеете все трудности и будете счастливы в своей семье!

С уважением, Мирьям Климовская


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.