Темы: Ципора Харитан, Развод, Муж и Жена, Депрессия, Совместное проживание
Шалом, уважаемая рабанит!
Прошу вас о совете или поддержке. Так случилось, что мы с мужем развелись. Инициатором была я. Мне казалось, что мы стали совершенно чужими людьми, и я решила, что пора с этим заканчивать. Муж не спорил. Мы развелись, но продолжаем жить в одной квартире в разных комнатах, у нас четверо детей, старшему 12, младшему 2 года. Ни дети, ни родители о разводе не знают.
Очень быстро я обо всём пожалела и попыталась вернуть мужа, ещё до факта развода. Но он был непреклонен. Сказал, что как жену он меня уже никогда воспринимать не будет, потому что я его предала. Всё это началось год назад.
И спустя полгода мне стало совершенно невыносимо. Я как будто всё осознала, что сделала. Я плакала перед ним на коленях много раз, умоляла меня простить, но он сидел с совершенно каменным лицом, даже на жалость ко мне он не способен.
С тех пор я нахожусь в ужасном состоянии. Я постоянно плачу, думаю о самоубийстве, умоляю Вс-вышнего не дать мне это сделать, но не уверена, что не дойду до той степени отчаяния. Я просто не знаю, что мне делать. Я принимаю успокоительные, но они помогают мне просто не рыдать на работе и при детях. Я обращалась к психологу, но никоим образом разобраться в себе и хоть немного облегчить моё состояние психолог не смог.
Я понимаю, что жить так больше не могу. Мы живём в одной квартире и общаемся только по поводу детей. Он ко мне не обращается по имени — и вообще никак. Просто говорит, что надо сделать для детей. Меня это убивает. Я думаю о том, чтобы настоять на размене квартиры, но он сказал, что хочет жить с детьми и видеть их каждый день, а значит, мне придётся обращаться в суд, а на это у меня совсем нет моральных сил, и, наверное, морального права, ведь это я затеяла развод.
Да и не вижу смысла жить вообще, даже если отсужу детей и мы будем жить отдельно. Постоянно молюсь Вс-вышнему, чтобы Он сжалился и взял мою жизнь, я тут до сих пор только потому, что Он хочет, чтобы я жила, а я не хочу и больше не могу. Я просто больше не могу. Пожалуйста, подскажите, в каком направлении действовать, если тут вообще можно что-то подсказать. Мне даже некому рассказать о случившемся, потому что никто не знает, и мне стыдно. N.
Уважаемая N.,
Прочитав Ваше письмо, спросила себя, почему Вы себя до такой степени не уважаете?
Развод — дело неприятное, но не запрещенное еврейским Законом. А вот разговоры о самоубийстве, о том, что Ваша жизнь теперь ничего не стоит, о «позоре», из-за которого Вы скрываете от детей случившееся, — всё это по совокупности глубоко ошибочно и не имеет под собой никакой реальной основы.
Предполагаю, что Вы не пошли на развод, не подумав о том, что делаете. Поведение Вашего мужа очень жестоко и никак не вызывает ощущения, что Вы имели дело с теплым любящим человеком и без всяких на то причин побежали разводиться.
Поэтому в первую очередь перестаньте над собой издеваться. Вашим детям нужна мать.
Я не буду заменять психолога в этой ситуации, но хочу сказать, что когда люди кончают жизнь самоубийством, не дай Б-г, то (даже не говоря о тяжести греха) они совершают самое большое предательство по отношению к своим детям.
В отличие от развода, который предательством не является, а происходит достаточно часто из-за того, что супруги потеряли интерес друг к другу.
Самоубийство дети воспримут как самое большое предательство по отношению к ним. И оно может стать тяжелейшей травмой на десятилетия. А развод родителей в современном мире вовсе не является таким редким явлением, чтобы дети не могли справиться с сообщением о нем.
Что касается человека, с которым Вы развелись, то, видимо, Вы его действительно не очень интересуете, если он может быть с Вами настолько жестоким.
Поэтому перестаньте убеждать себя, что Вы совершили что-то «гадкое и позорное».
Молитесь, чтобы Всевышний дал Вам силы правильно реагировать в той сложной ситуации, в которой Вы оказались. Но продолжать так жить вместе в одном доме — это постоянное беспрерывное издевательство над собой, ничем не оправданное и абсолютно никому не нужное.
Потому что уже четко ясно по происходящему, что Ваш бывший муж совершенно не готов налаживать отношения. А раз так, нужно действительно найти в себе силы обратиться в суд, поделить жилплощадь и начать жить сколько-то нормальной жизнью.
То, что Вы скрываете происшедшее от родителей, в моих глазах — дополнительная ошибка, так как есть надежда, что Ваши родители проявят понимание и поддержат Вас в этой непростой ситуации, когда Вы, несомненно, нуждаетесь в их помощи.
Скажу Вам больше, я глубоко убеждена: дети чувствуют, что что-то ненормально в ваших отношениях, и это не может не отражаться на детской психике.
Поэтому перестаньте оплакивать свое мнимое «преступление» и начните добиваться того, чтобы у Вас и Ваших детей была нормальная жизнь, а у детей — еще и психологически здоровая мама.
Если для этого нужно пропить дополнительный курс антидепрессантов, сделайте это, но перестаньте губить свою жизнь и жизнь своих детей.
И вместо того, чтобы обращаться к Всевышнему с молитвами удержать Вас от самоубийства, начните молиться, чтобы Он помог Вам наладить нормальную человеческую жизнь.
А в нормальной жизни женщине положено быть любимой, а не оскорбленной и униженной.
Надеюсь, что Вы прислушаетесь к этому письму и перестанете измываться над собой.
С уважением и пожеланием набраться сил, чтобы вести себя правильно и помочь детям и себе, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.