Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Депрессия, Секс, Внешность, Забота о себе, Кризис в многолетнем браке
Мы женаты больше 15 лет, у нас дети, в том числе и маленькие. У меня пропало к мужу влечение, мне всё в нем неприятно... внешний вид... Раньше было по-другому. Он нас обеспечивает, денег не жалеет, очень любит меня и детей. Я как будто его стесняюсь и не уважаю... Не знаю, как быть, нет радости от семейной жизни... N.
Уважаемая N.,
Во-первых, Вы правы, действительно, невыносимо тяжело жить без любви и уважения. Но, с другой стороны, у людей есть ощущение, что это какие-то автоматически возникающие чувства: если есть, то есть, а если, не дай Б-г, нет, то нет.
На самом деле эти отношения необходимо строить ежедневно и ежечасно. Я спрашиваю себя: уверены ли Вы, что, при всей любви мужа к Вам, Вы в его глазах такая же соблазнительная и завлекательная, как были десять лет назад?
Если Вы действительно продолжили следить за собой идеально, тогда — честь Вам и хвала. И это действительно его проблема, что он запустил себя внешне. Если же это с двух сторон, т. е. и Вы поднабрали лишние килограммы, потеряли в какой-то мере форму и уже не так следите за собой, чтобы быть достаточно нарядной и ухоженной при муже, то, может, пришло время обоим проснуться и понять, что любовь нужно поддерживать?
То есть, при уходе за маленькими детьми — когда вы в последний раз проводили время «романтически»? Сколько времени в неделю вы уделяете друг другу как Муж и Жена, а не как родители детей, проживающие в одной квартире?
Вы пишете, что теперь знакомы не только с его хорошими качествами. Позвольте мне намекнуть, что, вероятно, и Вы проявляете себя не только как Б-жий ангел, но и как обычная женщина со срывами, раздражением и недовольством.
Так вот, выгорание чувств — это абсолютно обычный процесс у пар, которые ничего не делают для того, чтобы вкладывать в отношения, разжигать в себе влечение, замечать положительные качества, проявляющиеся в мелких поступках и т. д.
Конечно, как практически во всех ответах, уроках и лекциях, речь идет об огромной работе… А людям часто кажется, что семейные отношения должны быть местом отдыха и постоянного удовольствия. А это, увы, само по себе не происходит.
Поэтому у Вас есть три варианта:
1. Расстаться с человеком, который Вам надоел, с которым нет любви, к которому нет влечения, и поискать другого. Как Вы думаете, сколько кандидатов стоит и ждет, когда Вы разведетесь? Причем таких кандидатов, влечение к которым не ослабнет с годами?
2. Оставить всё, как есть, и жить недовольной и несчастливой за хорошее материальное обеспечение и хорошее отцовство Вашего мужа.
3. Попробовать проделать большую работу, вначале самой, а постепенно втянуть и мужа — для того, чтобы ваши отношения воскресли и смогли бы опять приносить вам радость.
Когда женщина не выражает недовольство внешним видом мужа, а немного кокетничает и объясняет ему, насколько он ей нравится одетым вот так, покупает ему хорошие мужские духи и даже уговаривает, например, привести бороду в порядок у хорошего стильного парикмахера, она может добиться гораздо большего, чем замечаниями и недовольным поведением.
У меня есть знакомая, муж которой на улицу выходит в черном сюртуке ниже колен. Эта знакомая мне рассказывала: она ему сказала, что ей необходим «имидж мужа» в джинсах и ковбойке. И они вдвоем пошли и выбрали эту одежду для дома. А детям, которые ходят в ультраортодоксальные иерусалимские учебные заведения, объяснили, что папе дома так удобно и выходная одежда не пачкается.
Женщина сказала, что она сразу повеселела. Я убеждена, что любая жена может добиться от мужа чего-то подобного, если это делается с искоркой в глазах. А если Вы скажете: так письмо-то именно о том, что нет у меня этой искры, то существует знаменитое изречение: ахарэй а-маасим нимшахим а-левавот — «За действиями тянутся сердца».
И ничего с этим не поделаешь, необходимо начать с действий, а они постепенно приводят к чувствам. Тем более что, с точки зрения иудаизма, любим того, в кого вкладываем.
Если всю эту гигантскую работу очень тяжело проделать самой, то, если решите выбрать третью из предложенных возможностей, «запаситесь» помощью хорошего религиозного семейного психолога или консультанта, которые Вам помогут в этом на уровне постоянного тренинга.
Если же Вы предпочтете другие возможности, то боюсь, что, не дай Б-г, безразличие и нелюбовь будут только усиливаться.
С уважением и пожеланием найти в себе силы и мудрость для совместной семейной работы над отношениями.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.