Реб Мойше был очень бедным человеком. С трудом он находил копейку на кусок хлеба. Один еврей — продавец лотерейных билетов пожалел его. Он предложил ему купить один лотерейный билет.
— Кто знает, — сказал он, — может быть, этот билет принесет тебе счастье.
— У меня нет денег даже на кусок хлеба, — ответил на его предложение реб Мойше.
Продавец отдал ему билет бесплатно и сказал:
— Если выиграешь, заплатишь мне стоимость билета, а если нет — я заплачу за билет.
Через некоторое время состоялась лотерея. Торговец билетами первым увидел результаты розыгрыша и узнал, что реб Мойше выиграл первый приз. Этот бедняк стал самым богатым человеком местечка.
Торговец сомневался, стоит ли идти к реб Мойше, чтобы сообщить о выигрыше прямо сейчас ночью в страшный дождь или же подождать до утра. Он решил порадовать бедняка сразу же. Несмотря на непогоду, он отправился на окраину города к дому, где жил реб Мойше. Подойдя к двери, он громко постучал и сказал:
— Открой мне, Мойше, я дрожу от холода. У меня есть для тебя хорошая весть.
— Что за весть такая? — спросил реб Мойше, не вставая с постели.
— Ты выиграл лотерею и стал очень богатым человеком! — сказал торговец.
Послышалось какое-то движение, приоткрылась дверь, и реб Мойше сказал:
— Какая наглость будить богача местечка в середине ночи! Если бы это был кто-нибудь другой, но ты же знаешь, что я уже самый богатый человек.
В годы Первой Мировой войны полиция «охотилась» за учениками ешив, которые совсем не спешили на фронт. Освобождение от службы удавалось получить далеко не всем. Однажды два ученика ешивы «Новардок» шли по городу. Вдруг они заметили полицейского, направляющегося к ним. У одного парня было освобождение от службы, а у другого — нет.
Обладатель документа обратился к своему товарищу:
— Я сейчас побегу. Это привлечет внимание полицейского, и он погонится за мной, а тебя не заметит. Мне-то его преследование не грозит ни чем.
С этими словами парень понесся по улице. Полицейский за ним. Они бежали до тех пор, пока юноша не устал. Остановившись, он ожидал своего преследователя с улыбкой. Запыхавшийся полицейский строго потребовал следовать за ним. В ответ парень предъявил документ, свидетельствующий о его освобождении от службы.
Представитель закона на секунду онемел, а потом спросил:
— Почему же ты убегал от меня? Твои документы в порядке.
— Мой доктор велел мне делать пробежку каждый день для укрепления здоровья, — без тени смущения объяснил парень.
— А я почему бежал за тобой?! — воскликнул обескураженный полицейский.
— Так вам, наверное, тоже ваш доктор велел бегать для укрепления здоровья, — добродушно ответил юноша.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.