Из цикла «Еврейские притчи», темы: Шлом байт, Брак, Развод, Раби Шимон бар Йохай
Эту историю рассказывают о раве Мордехае Гифтере, благословенна память праведника, который был рош ешива (глава ешивы) Тельц в Америке.
Однажды к нему домой пришёл аврех (женатый учащийся ешивы) и спросил: «Уважаемый рав, каждое утро жена просит меня вынести из дома мусор, а мне кажется, что не пристало человеку, посвятившему себя изучению Торы заниматься столь низменным делом. Как же мне быть?»
Рав не ответил сразу, а сделал вид, что задумался над столь «сложным» вопросом. Через некоторое время он глубокомысленно произнёс: «Я думаю, тебе не следует этого делать».
На следующее утро в дверь квартиры, где жил аврех и его семья, постучали. Хозяева не поверили своим глазам — на пороге стоял сам рош ешива. «Могу ли я помочь вам выбросить мусор?» — обратился рав Гифтер к онемевшей хозяйке дома.
Самое дорогое
Мидраш Раба (Шир а-Ширим, часть 1-ая) рассказывает историю о женщине из Цидона (современный Ливан), у которой десять лет не было детей.
В таком случае, если у мужчины тоже нет детей, Тора обязывает его развестись и жениться на другой, чтобы исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь».
И вот, женщина и её муж предстали перед раби Шимоном бар Йохаем и объявили своё решение о разводе. Что ж, сказал раби Шимон, если уж вы решили расстаться, я исполню ваше желание и оформлю развод, но с одним условием: день вашей разлуки должен стать таким же праздником, каким когда-то был день вашей свадьбы.
Супруги послушались раби Шимона и устроили пир. Во время праздника муж опьянел, расчувствовался и сказал жене:
— Возьми с собой всё, что дорого твоему сердцу в этом доме, и возвращайся в дом отца твоего.
Сказал и заснул.
А в это время жена позвала слуг и приказала им отнести спящего мужа вместе с кроватью в дом своего отца…
Утром, с трудом открыв глаза, муж испуганно спросил:
— Где я?!
— В доме моего отца, — ответила женщина.
— Но что я здесь делаю?
— Ты сам сказал мне, чтобы я взяла с собой всё, что мне дорого, а ничего дороже тебя у меня нет в этом мире!
Снова пошли они к раби Шимону. Услышав о случившемся, он молился за них. Вскоре в этой семье родился ребёнок.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.