Из цикла «История еврейского народа», темы: Пурим, Идолопоклонство, Рав Моше Ойербах, История еврейского народа, Даниэль, Персидское царство
Как уже говорилось, не все евреи откликнулись на призыв вернуться на родину. Оставшиеся жили не только в Вавилонии, но и в других царствах, входящих в персидскую империю, в том числе в столице Персии — городе Шушане (Сузах).
Падение Вавилона положительно сказалось на тех, кто, забыв свою религию, потянулся к чужим богам. Теперь многие из покоренных персами вавилонян утратили интерес к вавилонским идолам, и самые слабые из евреев также начали проявлять интерес к религии победителей.
Персы были терпимы к чужим религиям. Хотя, в отличие от вавилонян, они не преклонялись перед истуканами из золота и серебра, они все же не смогли постичь Единства Творения. По представлениям персов в мире происходит постоянная борьба между добром и злом. Бога света и добра звали Хормуз, а бога тьмы и зла — Ахриман.
В пророчестве Иешаяу, сделанном за несколько столетий до возникновения империи Кореша, высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они предадут забвению духовные ценности своего народа. Поэтому он учил евреев не забывать религию предков и свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло. И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Слова пророка спасли народ Израиля от растворения в персидской среде и укрепили его веру в Единого Б-га. Евреи соблюдали все Его заповеди даже тогда, когда рассеялись по всему персидскому царству, которое в то время на востоке граничило с Индией, а на западе — с Эфиопией. Народ, рассеянный на этом безграничном пространстве, свято верил в Тору.
Судьба евреев в Персии, как всегда в галуте, зависела от отношения к ним правителя и местных министров, и опасность физического истребления постоянно угрожала еврейскому народу. Если правитель выделял кого-либо из евреев и возвеличивал его над своими прислужниками, те люто ненавидели его и делали все, чтобы не только сбросить его, но и уничтожить физически.
Даниэль во рву со львами
Так случилось с Даниэлем, которого индийский царь Дарий удостоил особой милости, возвеличив его над своими советниками и министрами. Прислужники царя оклеветали Даниэля, и тот был брошен в ров со львами. Произошло чудо, и хищники не тронули Даниэля. А когда заговор раскрылся, царь приказал бросить клеветников вместе с их женами и детьми в тот же ров. Не успели они достичь дна, как львы растерзали их. Дарий, увидевший в этом несомненный знак Небес, приказал всем народам, проживающим в его империи, почитать Б-га, которому молился Даниэль, потому что это Б-г живой, который будет править миром вечно и которому подвластны и небо, и земля. Даниэлю оказывались самые высокие почести и во время правления Дария, и в пору царствования персидского повелителя Кореша.
Чудо Пурима
Во времена царя Ахашвероша, правившего Персией после Камбиза, над евреями империи нависла смертельная опасность. Советник царя Аман — потомок Амалека, заклятого врага Израиля, — задумал истребить всех евреев Персии.
Ахашверош приказал всем своим подданным кланяться Аману. Но еврей Мордехай — Б-гобоязненный и ученый — не захотел преклонить пред ним колена. Разгневанный поведением Мордехая, Аман добился издания указа об уничтожении евреев. Аман распространил этот указ по всем странам, входящим в персидскую империю. В указе говорилось, что в один день, 13 адара, следует уничтожить всех евреев. Узнав страшную новость, евреи объявили трехдневный пост и молили Всевышнего о спасении. Г-сподь услышал молитвы своего народа и спас евреев от гибели. В этом чудесном спасении особенно велика роль Эстер — прекрасной и смелой царицы, жены Ахашвероша. События тех дней подробно изложены в книге Эстер.
В память об этом чудесном спасении Мордехай, Эстер и еврейские мудрецы установили дни Пурима — 14 и 15 адара, как дни праздничного застолья, подарков бедным и посылания друг другу еды.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.