Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как понимать пророчество о приходе Машиаха?

Темы: Христианство, Конец времен, Танах, Машиах, Пророки, Даниэль, Значение слов в Торе, Натан Агрес, Мессианский иудаизм

Отложить Отложено

Шалом! Вопрос касается пророчества Даниила о сроке прихода Машиаха. «Время, времена и полвремени», как дословно, буквально переводится каждое из этих слов? Действительно ли «времена» написано в так называемом двойственном числе? На арамейском, на иврите? А так же, как трактуются упомянутые там числа 1290 дней и 1335 дней. Дело в том, что в христианстве есть свой ответ, основанный на Откровении, где «время, времена и полвремени» равно 1260 дням, что по их словам говорит о приходе их Мессии, и этот ответ весьма привлекательный и точный. Хотелось бы узнать точный и удовлетворительный еврейский ответ. Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

В нем Вы затрагиваете одну из самых фундаментальных тем в Иудаизме — приход Машиаха и конечное избавление еврейского народа.

Действительно намеки на это содержатся в книге Даниэля (см. там 7:25 8:14 и всю гл.12), причем на первый взгляд там упоминаются разные сроки не связанные друг с другом. Выражение, которое Вы привели: «время, времена и полвремени», фигурирует дважды. Первый раз (7:25) на арамейском языке, на котором написана большая часть всей книги Даниэля, а второй (12:7) — на иврите. На арамейском используется слово «идан» — время, срок (сегодня оно вошло в современный иврит), а на иврите «моэд», что означает то же самое. Дословный перевод звучит примерно так «до срока сроков (или до времени времен) и половина».

Говоря о «весьма привлекательном и точном» христианском ответе, Вы почему-то не учли его полное несоответствие остальному контексту. Ведь в начале 12 главы ясно сказано, что к этому времени народ Даниэля, т.е. еврейский народ, удостоится спасения от всех невзгод, и многие из мертвых «проснутся», кто для получения вечной жизни, а кто для вечного наказания. А в 7 гл. сказано, что к этому времени еврейский народ полностью избавится от ига своих ненавистников и порабощающих его царств. Поэтому очевидно, что приход их лже-мессии никак не связан с этими пророчествами.

И еще, во фразе 1290 дней и 1335 дней (см. 12, 11-12), использовано слово «ямим», что действительно обычно значит дни (от йом — день), однако иногда под «ямим» Писание подразумевает годы, и именно так поясняет здесь комментарий Раши и многие другие (см. еще Мецудат Давид).

Что же касается «точного и удовлетворительного еврейского ответа», кажется, что он черным по белому изложен в самом тексте этого пророчества. Приведем укороченную цитату (12, 4-12): «И спросил (один из ангелов) у облаченного в лён, доколе срок избавления? И услышал я (Даниэль), как поклялся он Живым Б-гом, что к времени времен и половина, и когда истощится сила святого народа (евреев), придут все эти (сроки). И слышал я, но ничего не понял, и спросил (у облаченного в лён), (поясни) когда конец их? И ответил мне: иди Даниэль (т.е. перестань пытаться вычислить их, Мальбим), ибо скрыты и запечатаны они до времени конца (до времени конечного избавления), (а до этого времени) выяснятся и выбелятся они и многие будут испытаны, и согрешат грешники и не поймут, а понимающие поймут».

Раши поясняет смысл последней фразы так: многие попытаются вычислить эти даты, и когда прийдет то время, а избавления не наступит, согрешат грешники, говоря, что раз не пришел Мессия в этот срок, то уже вообще не прийдет. А понимающие поймут, что это они ошиблись в вычислениях, и обещание Всевышнего исполнится позже. По этой же причине мудрецы Талмуда очень негативно относились к подобным вычислениям, до такой степени, что даже наложили проклятие на того, кто занимается ими (см. Санэдрин 97б).

Комментаторы подчеркивают, что если сам Даниэль не смог понять и постичь этого срока, что скажем мы после него. Более того, даже та информация, которая была ему открыта, была записана в скрытом виде, как приказал ему ангел (12:4): «А ты Даниэль скрой это и запечатай книгу до времени конца».

Но если так, то почему вообще были записаны какие-то данные? Ответ опять же, в самом тексте: «до времени концовки» — т.е. с приближением этого времени, будет возможным понять, о чем идет речь, а также уже после избавления станет ясно, что этот срок уже был здесь предсказан. А это чрезвычайно важный момент, проясняющий, что Всевышний «предвидит конец уже от самого начала», и Его направляющая рука вела весь процесс истории от ее истоков вплоть до победного конца!

Тем не менее, как и предсказало Писание, с тех пор были предприняты многочисленные попытки вычислить сроки прихода Машиаха, и многие из них уже прошли! Стоит подчеркнуть, что не следует считать подобные вычисления полностью ошибочными, т.к. на самом деле есть два возможных срока избавления. Конечный срок, который в любом случае наступит вне зависимости от духовного состояния нашего народа (и это случится еще до истечения шести тысяч лет, сегодня мы уже в 5774 году от сотворения мира). И вторая возможность — ускорить избавление посредством всеобщего духовного подъёма, что может произойти фактически каждый день (Шир а-Ширим Рабба гл. 8).

Но есть и особо «благоприятные» сроки, когда такая возможность особенно близка к реализации, и именно на них намекают подобные вычисления, и, если прошел срок, а изменений нет, то причина тому — не ошибка в подсчетах, а недостойный духовный уровень нашего народа. По этой же причине, когда речь идет о возможном сроке, а не о конечном, на это не распространяется проклятие мудрецов (Маараль в книге Нецах Исраэль гл. 44).

Кстати, обычно в такие «несбывшиеся» даты случались очень печальные события для нашего народа. Нереализованная возможность раскаянья, всегда влечет за собой большую претензию и наказание.

Наша же задача состоит в уповании на Всевышнего и терпеливом ожидании прихода его Мессии. Как пишет Рамбам в своих известных 13-и основах веры (основа 12): «Даже если задерживается он, жди его в любой день, когда прийдет!» Сама заслуга такого верного ожидания имеет большое влияния на ускорение этого процесса. Тем более сегодня, когда почти все признаки конца дней уже сбылись, и события развиваются с невероятной быстротой, изо дня в день, приближая описанное пророками и мудрецами конечное избавление нашего народа.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Можно ли вычислить время прихода Машиаха?

Журнал «Мир Торы»

Йонатан Бен Узиэль не смог завершить свой труд и оставить нам свой перевод Ктувим. Почему? Потому что часть его сочинений не может стать всеобщим достоянием. Ведь они содержат книгу Даниэля, пророческие видения которого раскрывают время наступления и протекание мессианских времён. Значит бат коль (глас небес), как говорит нам Талмуд, сообщил Йонатану: « Дайеха! Остановись!»

Пророчество

Рав Эйтан Лембергский

То, что Вс-вышний наделяет людей даром пророчества — одна из основ веры, согласно классификации Рамбама. Эти «Тринадцать основ веры» в варианте Рамбама получили широкое признание и статус своеобразного «эталона» нашей традиции.

Когда лучше говорить «шабат шалом» — в пятницу после захода солнца или с утра в субботу?

Рав Натан Агрес

Как подготовиться к субботе?

Чем Тора отличается от Библии?

Рав Овадья Климовский

Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.