Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

Почему мы так скупы на похвалу? Неужели из-за опасения перехвалить наших детей и друзей? Хотя многие почему-то совсем не боятся критиковать, обрушивая на головы близких свой гнев…

«Критика и самокритика — движущие силы советского общества!» — прочитал я на стене какой-то обшарпанной конторы и улыбнулся. Попытка создания «гомосоветикуса», унижая и критикуя его, провалилась вместе со строительством коммунизма. Однако разрушительное влияние тоталитарной системы на души людей не исчезло бесследно. Ведь нас учили, что человек — это винтик, щепка, а когда «лес рубят — щепки летят»…

— Детям иммигрантов из России совсем непросто, — как-то поделилась со мной социальный работник, обладающая многолетним опытом работы с иммигрантской общиной. — Родители всегда не довольны достижениями своих детей. Если дети приносят из школы хорошую оценку — «восемьдесят», родители их не хвалят, выражая свое недовольство, — почему не отлично — «девяносто». Но даже если ребенок получил девяносто девять баллов, родители считают своей обязанностью спросить: а почему не «сто». Дети понимают, что все равно не добьются родительской похвалы. Так зачем же стараться? Некоторые вообще перестают учиться, утверждая, что результат все равно один и тот же.

Неужели мы действительно боимся произнести доброе слово, чтобы не перехвалить? Впрочем, если чего и следует опасаться, то это разрушительной силы критики.

Критика — мощное оружие, которое может использовать по назначению лишь деликатный человек. В противном случае грубые слова могут унизить человека в его собственных глазах. К сожалению, часто используемый ярлык «ты — лентяй» (как и любой другой) не только не помогает, не подталкивает к учебе, а обладая гипнотической силой, заставляет ребенка, не дай Б-г, поверить в то, что он действительно лентяй и бездельник. Слова формируют самооценку в детях, которые зачастую оправдывают оказанное доверие. Потому так важно, критикуя или хваля, проявлять уважение к человеку, чтобы научить его уважать себя!

Духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» рав Меир Хадаш учил нас, что, критикуя людей, нельзя унижать их, загонять в угол, требуя признания вины, а оставлять возможность сохранить свое человеческое достоинство. Рав Меир был учеником великого педагога Алтера из «Слободки», рава Носона Цви Финкеля, построившего иешиву на идее величия человека — «гадлут ха-адам». Реб Алтер оказывал огромное уважение своим ученикам, помогая им открыть величие своей души. Удивительно, что из маленькой иешивы в Литве вышло много действительно великих людей, которые стали духовными лидерами следующего поколения. Достаточно вспомнить раввинов, сформировавших духовный облик американского еврейства: рава Котляра, возглавившего иешиву «Лейквуд», рава Каменецкого — иешиву «Тора ваДаат», рава Гутнера — иешиву «Хаим Берлин», рава Рудермана — иешиву «Нер Исраэль»…

Тора указывает нам всегда помнить о том наказании, которое постигло сестру Моисея Мирьям. В беседе с Аароном она позволила себе критиковать своего великого брата, говоря, что «и с нами говорил Всевышний», почему же он не уделяет должного внимания своей семье?

Мирьям любила Моисея, который был скромнейшим из людей и наверняка не обижался на ее слова, обращенные к добрейшему Аарону. Но все равно Мирьям была наказана за свои слова. Тем более мы, далекие от праведности Моисея, Аарона и Мирьям, должны быть осторожны в словах, писал Хофец Хаим. Потому Тора обязывает нас: «Помни, что сделал Всевышний Мирьям» (Дварим, 24:8).

Но в чем заключается урок, который мы должны извлечь из этой истории?

… Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого, нанести ему удар словом, объясняют мудрецы.

Мирьям осудила, потому сама была осуждена на небесах, объясняет рав Ицхак Гутнер…

Более того, Мирьям не сумела осознать величия своего брата, о котором сказано, что «никогда не будет пророка, подобного Моисею». Следовательно, наказуема не только критика, но и неспособность человека видеть достоинства в других!..

Если был найден убитый, то старейшины из ближайшего города, должны были прийти на это место и произнести: «Наши руки не пролили этой крови» (Дварим, 21:8).

«Но кто мог подумать, что старейшины пролили кровь? — спрашивает Раши, приводя слова мудрецов Талмуда (Сота, 45). — Однако слова старейшин следует понимать так: “Мы не видели его и не отказали ему в пище, и не проводили его”.»

Следовательно, если бы путник пришел в город и его встретили там негостеприимно, не поддержав пищей и не проводив, то жители города считались бы виновными в убийстве, ибо старейшины не могли бы уже сказать: «Наши руки не пролили этой крови». Но ведь они не убивали его. В чем же их вина?

Уважение необходимо каждому как воздух! Оно дает человеку силы и энергию. Если бы жители города проявили должное уважение к путнику, то, возможно, у него хватило бы сил защитить себя от разбойника. Те, кто негостеприимно приняли его, лишили путника сил, став соучастниками убийства.

Не бойтесь говорить о достоинствах человека, — учил выпускник «Слободки» бруклинский раввин рав Авигдор Миллер. — Ставьте человека на пьедестал!


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…