Из цикла «На тему недельной главы», темы: Недельная глава, Экев, Здоровье, Благодарность, Лев Кацин, Ашер яцар
«История одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения, — писал нью-йоркский доктор Кенет Прегер в статье “Всему свое благословение”, которая 28 мая 1997 была опубликована в престижном медицинском издании “The Journal Of the American Medical Association”. — В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания»…
Зачастую мы воспринимаем наше здоровье как нечто само собой разумеющееся, а начинаем ценить, неожиданно потеряв его. Впрочем, возможно, мы преждевременно теряем здоровье именно потому, что не ценим его. Хотя здоровье — это великий дар. Не случайно мудрецы постановили: чтобы каждое утро и каждый раз после туалета человек произносил благословение, заканчивающееся словами: «Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть…»
Целитель — это одно из имен Всевышнего. В книге Исхода сказано: «Если ты будешь слушаться голоса Всевышнего…, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я — Всевышний — целитель твой» (Шмот 15:26).
Наша недельная глава напоминает о том, Кто поддерживает наше здоровье: «И отдалит Всевышний от тебя всякую болезнь…» (Дварим 7:15).
Почему мудрецы постановили так часто благодарить Всевышнего за наше здоровье? — предвижу я недоумение читателя. Думаю, лучшим ответом на этот вопрос станет статья доктора Прегера:
«Когда я был учеником начальных классов еврейской школы — иешивы, в которой преподавались религиозные и общеобразовательные предметы, то я и мои одноклассники удивлялись надписи, вывешенной у дверей туалета. Это было благословение, которое следовало произносить после того как человек посетит туалет. Почему очистительные функции тела связаны с произношением святых слов, удивлялись школьники. Благословения используются в молитвах, выражают благодарность за спасение народа, за еду, но они никак не должны быть связаны с функциями организма, которые вызывают хихиканье у детей.
Лишь спустя несколько десятилетий, я начал осознавать сокрытую в этом благословении мудрость. Вавилонский Талмуд, который записывался в течение первых пяти столетий новой эры, содержит слова Аббайе: “Тот, кто вышел из туалета, должен произнести: Благословен Всевышний, Который создал человека с мудростью и сотворил в нем много отверстий и полостей… И если только одно из них откроется или заблокируется, то будет невозможно существовать и стоять пред Тобою. Благословен Всевышний, исцеляющий всякую плоть и творящий чудо”.
Надпись у дверей туалета напоминала ученикам иешивы о том, что следует произнести благословение, выйдя оттуда. Впрочем, легко повесить надпись, но совсем непросто осмыслить это благословение и обрести внутреннюю необходимость его произносить. Признаюсь, что я начал понимать глубину этих слов, лишь изучая патофизиологию на втором курсе медицинской школы, когда мне стали очевидны катастрофические последствия нарушений функций организма. Я перестал воспринимать мои походы в туалет как нечто само собой разумеющееся, начиная понимать, сколько вещей должно происходить в полной координации для того чтобы мой организм мог безболезненно выполнять свои функции. Тогда я вспомнил надпись, которая висела у дверей туалета в моей школе. Нам, школьникам, она казалась смешной. Однако увидев пациентов, жизнь которых зависела от аппаратов диализа или катетеров, я начал осознавать мудрость слов, записанных в Талмуде шестнадцать веков назад.
И тогда я стал произносить это благословение! Сначала я обратился к Сидуру — сборнику молитв, чтобы произносимый текст был правильным. Затем выучил благословение наизусть, понимая и искренне чувствуя то, что я произношу. Я не только выражал благодарность за очистительные функции организма, но и за хорошее здоровье в целом. Ведь в тексте благословения упоминается, что человек не может существовать, если “откроется или заблокируется” любое из “отверстий и полостей” организма. Может быть, живший 16 веков назад в Вавилоне еврейский мудрец предвидел, что блокирование коронарных артерий сердца станет главной причиной смертности в индустриальном обществе…
История болезни одного пациента помогла мне навсегда осознать смысл древнего благословения. В результате автомобильной аварии двадцатилетний студент Джош был близок к смерти, его тело было парализовано, а жизнь поддерживалась лишь с помощью аппарата искусственного дыхания. Однако после длительного реабилитационного периода его неврологические функции начали восстанавливаться. Изо дня в день состояние Джоша улучшалось. Это казалось чудом: он начал самостоятельно передвигаться с палочкой. Хотя одна проблема никак не разрешалась: он продолжал нуждаться в катетере. Урологи были настроены пессимистично, полагая, что Джош будет до конца жизни нуждаться в катетеризации. Но невозможное случилось! Я был вместе с Джошем, когда он впервые после аварии обошелся без катетера. Тогда я сказал Джошу, выпускнику иешивы, что нет более подходящего момента для того, чтобы произнести благословение, которое следует произносить после туалета. Когда он читал слова благословения, у меня на глазах появились слезы.
Джош — это мой сын».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.