Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Рош Ходеш, Еврейский календарь, Реувен Пятигорский
Как известно, в основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца. Т.е. за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман). Продолжительность месяца определяется периодом между новолуниями и составляет 29 дней 12 часов и еще 793/1080 часа (как видим, наши мудрецы умели считать периоды с точностью до трети секунды). Поскольку в месяце не может быть дробного числа суток, принято, что некоторые месяцы состоят из 29 дней, а некоторые из 30. Первые называются «неполными», вторые — «полными».
Первый день каждого месяца называется «рош-ходеш». Если месяц «полный», то последний его день тоже объявляется как «рош-ходеш» следующего за ним месяца, у которого таким образом будет два дня «рош-ходеш». В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
ИЯР — Бык (ШОР) — май
СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
АВ — Лев (АРЬЕ) — август
ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
ТИШРИ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль
АДАР — Рыбы (ДАГИМ) — март
Знание еврейских месяцев нужно не только тому, кто хочет определить, на какой день приходится тот или иной еврейский праздник. Об этом, в конечном счете, можно узнать в ближайшей синагоге или из календаря. Но чтобы справить мальчику «бар-мицву» или отметить «йор-цайт» по умершим — тоже надо знать еврейскую дату соответствующих событий. Постарайтесь выяснить все заранее, не откладывая такой важный вопрос на последний момент.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бемидбар»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все колена Израилевы имеют общую миссию. Неслучайно перепись населения происходила не в результате подсчета голов, а при помощи полушекелей, которые жертвовали евреи в возрасте 20 лет и выше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
В нашей главе говорится о всеобщей переписи еврейского народа. Левиты исчисляются отдельно и по-другому, не так, как представители остальных колен. Почему?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Любой человек существует и учитывается не сам по себе. Он принадлежит своему роду: сначала — как внук и сын, в последствии — как отец и дед.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Сын мудрый радует сердце отца
Рав Бенцион Зильбер
«Бемидбар» — первая недельная глава книги «Бемидбар», четвертой книги Пятикнижия (Хумаша). В начале второго года пребывания евреев в пустыне Всевышний приказывает Моше («И говорил Г‑сподь Моше в пустыне») сосчитать мужчин в возрасте от двадцати лет и старше во всех коленах Израиля, кроме колена Леви, и первенцев мужского пола во всех коленах, кроме колена Леви. Исчисление левитов (священнослужителей) предписано произвести особо. Глава описывает исчисление общины и порядок расположения евреев в походе и на стоянках.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
В недельной главе «Бемидбар» упоминается первая в еврейской истории перепись. Народ Израиля получил Тору благодаря заслугам праотцев и родоначальников колен Израилевых.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии Льва Кацина
Рав Бенцион Зильбер
«Насо» — вторая глава книги «Бемидбар» — самая большая глава в Торе. Она содержит сто семьдесят шесть стихов, в числе которых — восемнадцать заповедей. Глава завершает подсчет левитов, начатый в предыдущей главе, и определяет их обязанности при переносном Храме. В заключение глава описывает дары и жертвы, принесенные главами колен при открытии Мишкана.