Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Приношение благодарения

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о Корбан Тода — приношении благодарения. Этот Корбан — тип Шламим, который приносили с 40 хлебами — четыре типа хлеба, по десять буханок каждый. Три из видов хлебов — различные типы мацы, а последний вид — хамец. Все же количество теста, взятого для хамеца — такое же, как всех хлебов мацы вместе, так как каждый хлеб хамеца был в три раза более большим, чем каждый хлеб мацы. Каково значение этого необычного Корбана и когда его приносили?

Ответ.

Как мы упоминали не раз[1], число «четыре», которое появляется в различных законах мицвот, очень существенно. Оно соответствует четырем общим типам Б-жественного Управления, и, в конечном счете, четырем буквам Главного Имени Всевышнего. Эта тема очень глубока, и мы лишь опишем несколько слов о приношение благодарения. Талмуд (Берахот 54б) говорит нам, что четыре типа людей должны благодарить Всевышнего: те, кто путешествовали через море, те, которые пересекли пустыню, те, кто были больны и поправились и те, кто были заключены в тюрьму и выпущены. Эти четыре описаны в 107-ом Псалме, и во времена Храма, они принесли Корбан Тода[2], в то время как в наше время они произносят специальное благословение[3]: «Благословен Ты, Всевышний, Б-г наш, Владыка вселенной, Который делает добро даже тем, кто не заслуживает, и сделал мне добро».

ГР"А[4] пишет следующие комментарии по отношению к четырем людям, которые были освобождены от этих четырех опасных ситуаций. Море и пустыня соответствуют Эйсаву и Йишмаэлю[5]. Таким образом, первые два вида людей намекают на опасность от главных двух наций, которые включают остальные[6]. Оставшиеся два человека: заключенный в тюрьму и больной. Они не путешествовали далеко, возможно оставались в том же самом городе, но один был заключен в темницу, в то время как другой был «заключен в тюрьму» в его собственном доме — больной в кровати. Эти двое соответствуют двум остающимся плохим влияниям: эрев рав[7] (смешанное множество тех, кто уводит нас от Всевышнего), и собственное ецер hара (дурное наклонение).

Всюду по нашей истории мы были под влиянием этих четырех типов искушений. Три — внешние и одно является внутренним[8]. Большинство евреев сослано в два типа наций: христиане и мусульмане. Христиане связаны с корнем Эйсава, в то время как мусульмане связаны с корнем Йишмаэля[9]. Также всюду по истории мы имели «плохих новообращённых» — тех, кто принимали Иудаизм не по правильным причинам, и, в конечном счете, влияли на нашу нацию своими испорченными путями[10]. Это началось, когда Моше принял эрев рав надеясь, что они были искренними гейрим, после всех чудес, которые Всевышнего сделал в Египте[11]. В результате эти люди строили «золотого тельца[12]».

Наконец, есть некоторые евреи, которые заключены в тюрьму их собственных желаний, и ецер hара правит над ними. Они также имеют влияние на остальную часть нашей нации. Талмуд[13], таким образом, описывает молитву одного из мудрецов: «Владыка вселенной! Известно перед Тобой, что наше желание в том, чтобы делать Твоё желание! Что же останавливает нас? Закваска теста и гнет других наций». Два типа ецер hара описаны здесь в этой краткой и точной манере: внешнее управление наций, и внутренний катализатор, который делает наше «тесто» хамецом[14]. И это — также четыре типа хлеба в Корбан Тода — три, которые являются мацой и четвертый — хамец. И да будет угодно Всевышнему, чтобы мы разрушили наше внутреннее ецер hара, чтобы служить Ему в чистоте, и вскоре заслужили избавления из изгнания!


[1] См. например, наши комментарии к главам Ваера, Бо, Трума (см. также ГР"А к Шир Аширим, Дерех Сод 1:1, ГР"А к Агаде Берахот, 54б, ГР"А в Адерет Элияу, Бемидбар, 23:24, 5-ая версия). Мы также обсудим другую важную группу из «четырех» в следующей главе.

[2] См. Рашбам, Вайикра 7:12.

[3] См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 219 и комментарии там относительно детальных законов этого благословения.

[4] К Агаде Берахот, 54б.

[5] Известно, что Эйсав и Йишмаэль имеют отношение к «правому» и «левому» «Ситры Ахры» нечистой стороны. Йишмаэль был сыном Авраама, который представлял качество Хесед — доброты и любви. Йишмаэль также символизирует Хесед, но с нечистой стороны. Это обычно проявляется в любви к запрещенным женщинам. Так наши мудрецы учат, что его потомки не приняли Тору из-за заповеди: «не прелюбодействуй». Эйсав был сыном Йицхака, который представлял Гевуру — силу и суд. Таким образом, Эйсав также представляет качество силы и борьбы, но из нечистой миров. Он, «живет своим мечом» и его потомки не приняли Тору из-за мицвы: «не убивать». Места основной силы Эйсава — пустынные местности. Йишмаэль, с другой стороны, властвует над морями, (вода представляет Хесед).

[6] См. наши слова к главе Ноах.

[7] См. наши слова к главе Бешалах.

[8] См. наши слова в следующей главе относительно трех животных с «внешним» признаком кошерности, и одно — с внутренним.

[9] См. наши слова к главе Ноах. Однако не все христиане — физические потомки Эйсава, и не все мусульмане — физические потомки Йишмаэля.

[10] См. Талмуд, Йевамот 47б.

[11] См. Зоар 2:191а.

[12] См. наши слова в главе Ваякхель.

[13] Берахот 17а.

[14] См. также Зоар 3:12b.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…