Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Глава Вайикра.

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о различных типах Корбанот (Храмовых приношений[1]). Какова была общая цель Корбанот и почему описано так много деталей по отношению к ним?

Ответ.

Тема Корбанот так же, как и тема Мишкана чрезвычайно глубока и содержит важнейшие принципы Б-жественного Управления и тех духовных исправлений, которые мы должны выполнить[2]. Эта тема кажется очень странной для многих из нас, живущий в шестом тысячелетии, спустя почти две тысячи лет после того, как последние Корбанот были принесены нашей нацией. Действительно понятие Корбанот очень высоко и чисто[3], но мы слишком удалены от них, чтобы хоть частично это оценить. Первый «реальный» контакт с Корбанот можно чувствовать, читая книги пророков. Можно сразу понять, что роль приношения Корбанот для наших предков была похожей на ту роль, которую молитва играет для нас[4]. Это особенно заметно в течение промежуточного периода, когда не было Мишкана в Шило, и разрешались частные алтари.

Таким образом, Корбанот использовались как молитва, и их приношение всегда сопровождалось молитвой. Приношению за искупление греха предшествовало признание; другим Корбанот предшествовали похвалы и благодарности Всевышнему[5]. Корбанот также использовались, чтобы достигнуть пророческого вдохновения[6]. Это — то, почему наши праотцы строили многочисленные алтари и каждый раз, мы находим, что Всевышний открывался им. В определенных случаях Корбанот использовались, чтобы достигнуть искупления определенных грехов, в основном грехов совершенных случайно. Помимо Корбанот, приносимых отдельными людьми, было много Корбанот, которые приносились от имени всей нашей нации. Теперь мы обсудим некоторые из основ Корбанот.

Очень важно сначала установить значение слова Корбан. Как мы упоминали в нашем комментарии к главе Трума, корень слова, Корбан происходит от слова «близость». Это может помочь нам в понимании этого понятия, и спасет нас от ошибки, которую делали другие нации относительно их «жертв». В общем, понятие Корбан — противоположность того, что идолопоклонники подразумевали под жертвой. Они «жертвовали», т.е. они отдавали что-то, чтобы «удовлетворить» идола, и надеялись получить что-то взамен. Мы же приносили Корбан, чтобы достигнуть близости к Всевышнему. В этом, Корбанот не сильно отличаются от других мицвот. Все заповеди даны для этой цели.

Тора называет Корбанот дословно «хлебом Всевышнего». Чтобы понять это, мы должны сначала спросить, чем является хлеб для человека? Очевидно, без пищи мы бы умерли. Но что такое смерть? Это — разделение между душой и телом. Душа продолжает жить, в то время как тело хоронят в земле. Таким образом, пища дает возможность душе остается связанной с телом и не оставлять его. В этом же и идея Корбанот. Во многом отношения между Всевышним и миром подобны отношениям между душой и телом[7]. Когда мицвот не выполняются, Присутствие Всевышнего оставляет мир. Различие в том, что по Своей Доброте Он установил, чтобы мир поддерживался на некотором низком уровне Б-жественного Управления, даже когда люди полностью греховны. Мир не становится полностью разрушенным, когда Корбанот или другие мицвы не соблюдаются. Все же мир действительно падает к намного более низкому уровню, и это является частичной смертью[8].

Когда Храм стоял, и Корбанот приносились регулярно, Б-жественное Провидение показывалось в намного большей степени. Замечательный поток Доброт и Благодатей постоянно прибывал в этот мир. С разрушением Храма мы потеряли это. Однако наши мудрецы говорят нам[9], что изучение законов Корбанот частично компенсирует их не приношение. Таким образом, давайте обсудим вкратце разные Корбанот. Все Корбанот могли быть только из трех типов животных (бык, баран и козел), двух типов птиц (голубей), или из муки (пшеницы или ячменя). Корбанот, упомянутые в этой главе — Ола, Шламим, Хатат и Ашам, а также различные Менахот (приношения муки). Мы опишем каждый Корбан в нескольких словах.

Ола было полностью сжигаемым Корбаном. Ола приносилась добровольно, но наши мудрецы имели традицию, что Ола обычно приносилась, чтобы искупить грех нехороших и неприличных мыслей[10]. Так же, как мысль известна только Всевышнему, таким же образом этот Корбан полностью сжигался. Были также типы обязательных Ола, приносимых в праздники, и они описаны в главе Мишпатим. Было также Ола общины, которую приносили два раза в день, и дополнительно в Шаббат, праздники и в других случаях (большинство из них описаны в главе Пинхас).

Шламим было «мирным приношением». Оно приносилось добровольно, и большинство из мяса съедали владельцы, их семьи и друзья, и те, кто был приглашен. Приношение Шламим давало возможность собраться с семьей в Святом Городе и выполнить мицву. Мясо должно было быть съедено в пределах города перед концом следующего дня. Маленькая часть животного давалась Коэнам, которые ели его с семьями.

Хатат и Ашам приносились за различные грехи. Мясо этих Корбанот ели только Коэны. Хатат приносился, когда человек случайно нарушил заповедь, если наказание за ее специальное нарушение — Карет (духовное отсечение). Например, тот, который случайно включил свет в Субботу, должен был бы принести Хатат. Ашам приносили только в случае шести типов нарушений, некоторые из которых описаны в этой главе, а другие позже.

Простая причина этих Корбанот состояла в том, чтобы «убить животную природу» в человеке[11]. В конце концов, именно наша животная природа заставляет нас делать грехи, даже случайные. Грех может включать, мысли[12], речь и действие. Грешник, таким образом, компенсирует действием, речью и мыслями. Он должен был нажать руками на голову животного, признать грех, и подумать, что он заслужил бы быть наказанным. Однако Всевышний, по Своему милосердию требует, чтобы вместо его органов и крови, внутренние органы животного были сожжены, и кровь животного прыскалась на алтаре. Коэны, которые обычно были мудрецами Торы, ели части животного и молились за грешника, чтобы он был прощен[13].

Менахот приносили, как добровольные приношения, а также, в определенных случаях, как обязательные приношения. Есть также несколько специфических грехов, для которых, если грешник был бедным, он приносил Минху, но если он был более богат, он приносил птиц или животное. Кроме того, многие из животных Корбанот также требовали, чтобы с ними принесли и Минху. Да заслужим мы вскоре встретить праведного Машиаха, и увидеть восстановление служения в Храме, вместо того, чтобы только изучать об этом!


[1] Хотя перевод «приношения» не очень точен, я использовал это из-за нехватки соответствующего слова в русском языке. Я избегаю использовать слово «жертва» по причинам, описанным ниже.

[2] Как мы упоминали в нашем комментарии предыдущим главам, законы Корбанот должны были соблюдаться точно, иначе они не достигали необходимого исправления. Любое незначительное изменение в служении в Храме, если сделано нарочно было обычно наказуемо Каретом, или «смертью от рук Небес». Если изменение случалось по ошибке, то часто требовалось, приносить Корбан Хатат, см. ниже.

[3] Дети начинают изучать Тору с книги Вайикра, потому что они чисты, также как Корбанот чисты (Мидраш Танхума, Цав).

[4] Действительно, если бы мы сегодня попробовали написать о жизни соблюдающего еврея, то мы постоянно должны были бы упоминать фразы типа: «Он пошел в синагогу, чтобы поймать Шахарит …, он прерывал работу и нашел миньян для Минхи …, он вспомнил, что еще не помолился Маарив, и поехал в Боро Парк, чтобы поймать последний миньян». Таким же образом, в описании жизни еврея три тысячи лет назад, мы бы упоминали его приношение Корбанот в многочисленных случаях. Кроме этого, Корбанот требовали ритуальной чистоты, и мы должны были упомянуть, его постоянное окунание к Микве: «… он помнил, что в тот день он случайно дотронулся до мертвой мышки. Поэтому, на пути к Баме, чтобы принести Корбан Тода, он зашел в микву …»

[5] См. Рамбам, Маасе Акорбанот 3:15.

[6] Ралбаг, Берешит 6:9; см. также Кузари 2:14; Рамбан , Бемидбар 23:1.

[7] См. Талмуд, Брахот 10а.

[8] Евреи в изгнании, когда Храм не стоит, сравниваются с высохшими мертвыми костями.

[9] Талмуд, Таанит 27б.

[10] Вайикра Раба 7:3.

[11] См. Аризаль, Тааме Амицвот, Вайикра.

[12] Грех, совершенный из-за обстоятельств, вне контроля человека, не требовал никакого Корбана. Например, человек, который прислонился к стене в Субботу, а там был выключатель света, и свет включился, не приносил никакого Корбана.

[13] См. Рамбан, Вайикра 1:9, см. там также мистическое объяснение Корбанот.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…